Домашняя страница / О компании / Новости

Новая госпрограмма, упор на контейнерные перевозки и масштабная цифровизация: как будет развиваться наш логистический сектор

Новая госпрограмма, упор на контейнерные перевозки и масштабная цифровизация: как будет развиваться наш логистический сектор

Ставим точки на маршруте

За последние десять лет в стране был фактически выстроен новый сектор экономики — логистический. На этот рынок пришли крупные игроки, появились новые объекты. Сейчас разрабатывается программа развития логистической системы до 2030 года, которая определит, как именно будет меняться этот сектор дальше. Корреспондент «Р» попыталась разобраться в хитросплетениях белорусской логистики.

Создать экосистему

Сегодня логистический сектор живет по республиканской программе, рассчитанной на 2016–2020 годы. Этот документ стал логичным продолжением предыдущей госпрограммы, которая стартовала в 2008 году и завершилась в 2015-м. Благодаря этим двум документам игроки рынка получили значительный импульс для развития. Координатором республиканской программы сегодня выступает Министерство транспорта и коммуникаций. Начальник управления стратегического развития и международного сотрудничества Минтранса Елена Валента отмечает:

— Фактически во время реализации первой госпрограммы у нас в стране была полностью создана логистическая система: от разработки терминологии до создания организационной схемы размещения логистических центров. Кроме того, были сформированы благоприятные условия для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры этого сектора, разработана методология управления логистической системой и подготовки кадров. К 2015 году в стране уже работало 38 логистических центров, была предусмотрена система льгот и преференций при выделении земли и эксплуатации инженерной инфраструктуры, утверждено 5 государственных стандартов и 6 базовых образовательных программ высшего образования.

С 2011 года в развитие логистической инфраструктуры Беларуси вложено порядка 1,3 миллиарда долларов

В создание логистических центров в 2008–2015 годах вкладывали деньги инвесторы из 11 стран мира. Если говорить о конкретных суммах, то с 2011 по 2019 год инвестиции в развитие логистической инфраструктуры Беларуси составили порядка 1,3 миллиарда долларов, и основная их часть была вложена как раз иностранными организациями.

Сегодня в нашей стране 59 ло¬гистических центров, 40 из которых группируются вокруг Минска. Государственную форму собственности имеют 13 из них, остальные — частные, созданы с участием иностранных инвесторов. Среди них — бизнесмены из Азербайджана, Бельгии, Германии, Ирана, Кипра, Литвы, Польши, России, Швейцарии и Чехии. Транспортно-экспедиционные услуги в стране оказывают около 1,5 тысячи субъектов хозяйствования, 93 процента из которых относятся к категории малого предпринимательства

Елена Валента уточняет:

— В программе предусмотрен ряд мер, выполнение которых, как ожидается, приведет к достижению определенных показателей. По данным государственной статистической отчетности, в прошлом году объем логистических услуг составил 302,2 миллиона рублей, что почти на 40 процентов выше запланированного. Еще лучше сработали участники рынка по созданию складских площадей: за год они должны были создать 569,5 тысячи «квадратов», реально по итогу года сделано 849,05 тысячи квадратных метров (это почти на 50 процентов выше).

Когда утверждалась программа до 2020 года, ее разработчики ожидали, что объем логистических услуг в стране вырастет в 1,5 раза — до 225,8 миллиона рублей. Но и в 2018-м, и по итогу этого года цифра превысит 300 миллионов рублей. Намного лучше прогнозов обстоит ситуация и с созданием складских площадей. Ожидалось, что их число вырастет в 1,64 раза — до 657 тысяч квадратных метров. Но по итогу 2019 года эта цифра уже должна перевалить за миллион «квадратов». Это говорит и о том, что данная ниша еще не заполнена и интерес инвесторов к подобной деятельности велик.

Крупный игрок

Чтобы лучше понимать, как работают современные белорусские логистические центры, мы отправились в Минский филиал РУП «Белтаможсервис». Предприятие (одно из тринадцати с государственной формой собственности) — далеко не новичок, это логистический оператор с двадцатилетним опытом работы на этом рынке. У «Белтаможсервиса» есть филиалы во всех областях, но Минский все же занимает особое положение. Как ни крути, но в столичном регионе логистический сектор развивается активнее: здесь построены крупные мультимодальные ТЛЦ, через эту территорию идут практически все потоки грузов (тут пересекаются II и IX транспортные коридоры).

В период, когда в стране шло активное становление рынка логистических услуг (последние десять лет), в этом филиале построили два крупных транспортно-логистических центра. Первый терминал — «Минск-Белтаможсервис», как поясняет директор Минского филиала «Белтаможсервис» Александр Скачковский, работает с 2011 года.

— Здесь мы обрабатываем автомобильные товарные потоки — одновременно до 140 большегрузных автомобилей и 55 легковых транспортных средств. Склад тут площадью порядка 6 тысяч квадратных метров, это не очень много, но организована система шестиярусного хранения, что позволяет обрабатывать более 6 тысяч палето-мест.

ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис-2» появился чуть позже, в конце 2013 года, это мультимодальный объект. Терминал построен рядом с МКАД, чтобы удобнее было заезжать большегрузам, кроме того, к нему подходят железнодорожные пути. Кстати, в трех километ¬рах от ТЛЦ крупный международный железнодорожный контейнерный узел «Колядичи». Это открывает большие перспективы по обработке грузов, которые приходят контейнерными поездами. На территории терминала расположены два склада площадью более 20 тысяч «квадратов», есть площадка на 156 контейнеров, гостиница, автомойка и кафе.

— Объем логистических услуг по Минскому филиалу за 10 месяцев вырос на 153 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это говорит о востребованности нашего сервиса. Мы предлагаем заказчику действительно весь комплекс услуг: от таможенной очистки и обработки груза до его доставки конечному потребителю. У нас собственный большой автопарк: контейнеровозы, тентовые машины, рефрижераторы, есть даже собственный железнодорожный подвижной состав. Кроме того, есть все виды лицензий и разрешений на обработку и перевозку всех типов товаров. Кстати, на территории обоих ТЛЦ расположены различные госслужбы, в том числе ветеринарного, фитосанитарного и таможенного контроля, где можно осуществить все административные, таможенные и другие операции. В общем, клиент знает: заключив с нами договор, он получит весь спектр услуг и будет уверен, что его груз доедет до точки назначения вовремя.

В Беларуси сейчас разрабатывается программа развития логистического сектора до 2030 года

«Белтаможсервис» обрабатывает все виды грузов: и транзитные, и те, которые идут в страну. Кроме того, компания работает с белорусскими экспортерами: помогает доставлять товары Made in Belarus практически по всему миру. В целом на площадках предприятия чаще всего можно увидеть товары из стран ЕАЭС, Прибалтики, Польши, Украины. Активно прирастают грузопотоки из Китая. И здесь опять-таки большое будущее у контейнерных перевозок.

Уточняю у Александра Скачковского, какие проблемы есть у логистического сектора, что нужно совершенствовать:

— Автоматизация — вот наше будущее. Клиент хочет не выходя из кабинета заключить договор, получить необходимый сервис (обработку груза, доставку) и отследить весь процесс грузоперевозки. У предприятия должна быть единая цифровая платформа, на которой это можно реализовать. «Белтаможсервис» сейчас над этим вопросом активно работает. Например, уже сегодня клиенту необязательно приезжать в терминал, чтобы, например, заключить договор. Но мы настроены на то, чтобы дать ему возможность управлять всем процессом с любого гаджета

Продолжая мысль, директор филиала отмечает: логично было бы сделать в стране единую национальную платформу, на которой смогут работать и клиенты, и логистические операторы.

Концептуальный подход

Чтобы построенные логистические центры и склады давали отдачу, нужно, чтобы были четко выстроены товарные потоки. Сейчас и специалисты Минтранса, и представители бизнеса думают о том, как дальше будет развиваться эта система. Выводы, которые выкристаллизуются в итоге, лягут в основу следующей программы развития логистики. Возможно, это будет дорожная карта до 2030 года (базовый сценарий, который могут использовать впоследствии участники рынка). Пока этот документ дискуссионный, его активно обсуждают все заинтересованные стороны, но какие-¬то детали Минтранс может рассказать.

Одним из препятствий в продвижении товарных потоков по территории Беларуси сегодня являются простои транспорта на границе. Елена Валента отмечает:

— Для решения этой проблемы мы предлагаем продолжить внедрение информационных технологий и организационных мер, позволяющих реализовать пропуск транспортных средств на основе принципов «одно окно» и «одна остановка». Для этого проводится совершенствование технологии применения международных транспортных накладных в качестве форм деклараций, внедряется современная технология электронного пломбирования грузовых транспортных средств или их части.

Информационные технологии будут развиваться и дальше. Например, среди предлагаемых мер — переход на электронный документооборот, использование электронных форм товарно-сопроводительных и коммерческих документов при международных перевозках. Акцент сделают и на более активном развитии системы электронной биржевой торговли. Пока только несколько крупных логистических операторов используют возможности бирж, в том числе и Белорусской универсальной товарной биржи.

Особый упор в ближайшие годы также будет делаться на развитие в логистических центрах и на предприятиях складской инфраструктуры для переработки контейнеров. Страна видит большую перспективу в контейнерных перевозках в направлении Китай — Европа — Китай. И белорусским операторам стоит активнее встраиваться в этот процесс.

По материалам sb.by

https://www.sb.by/articles/stavim-tochki-na-marshrute.html

Возврат к списку