/ Новости

Контроль допуска к МДП

21.03.2017

  

 С 22 марта 2017 г. изменяются порядок и основания принятия решения о лишении перевозчиков права пользования положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 г. на территории Беларуси и о возобновлении такого права. Это связано с принятием постановления Совета Министров от 15.12.2016 № 1026.

  Международная система транзита товаров и транспортных средств МДП позволяет упростить таможенные формальности при транспортировке грузов через территорию различных государств и в то же время дает таможенным органам механизмы защиты от нелегального ввоза товаров и уплаты по ним в случае необходимости таможенных пошлин и налогов. Для эффективной работы системы необходимы постоянный контроль правильности ее использования и принятие мер, направленных на пресечение злоупотреблений. Одной из таких мер является введение контролируемого доступа к МДП.

  В приложении к Конвенции МДП приведены минимальные условия и требования, которым должны соответствовать перевозчики, использующие процедуру МДП: устойчивое финансовое положение; отсутствие серьезных и неоднократных нарушений таможенного или налогового законодательства; опыт осуществления международных автомобильных перевозок; знания в области применения Конвенции МДП; представление национальному объединению, выдающему книжки МДП (в Беларуси – Ассоциации «БАМАП»), подписанной письменной декларации с обязательствами перевозчика по соблюдению установленных требований.

   Практика применения постановления Совета Министров Беларусь от 29.12.1998 № 1996 «О мерах по выполнению таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» показала необходимость внесения в него изменений, что и было сделано принятием постановления Совмина от 15.12.2016 № 1026. Основополагающим моментом нововведений явилось включение выдачи разрешения на допуск к системе МДП и пользованию книжками МДП в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением от 17.02.2012 № 156. Принимает документы для выдачи разрешения на допуск к МДП, как и прежде, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».

   Перечень документов практически не изменился за некоторым уточнением. Впрочем, как остались неизменными минимальные условия и требования, которые должны соблюдаться лицами, желающими получить доступ к процедуре МДП, предусмотренные Приложением 9 к Конвенции МДП.

   К таким условиям относятся:

  – доказательства, подтверждающие наличие опыта или, по крайней мере, возможностей заниматься регулярными международными перевозками;

   – устойчивое финансовое положение;

   – доказательства, подтверждающие наличие знаний в области применения Конвенции МДП;

   – отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства;

   – положение в письменной декларации об обязательствах перед объединением.

   Каждое из предусмотренных Конвенцией условий получения разрешения на допуск к МДП подтверждается определенными документами, их перечень изложен в постановлении. Как и прежде необходимо будет представить не менее 10 CMR-накладных за период не менее 6 месяцев, подтверждающих опыт осуществления международных перевозок. Для подтверждения устойчивого финансового положения необходимо подтвердить наличие в собственности основных средств на сумму не менее 40000 евро по официальному курсу Национального банка. Знания в области применения Конвенции МДП подтверждаются копиями свидетельств о прохождении курсов в учреждении образования, аккредитованном Международным союзом автомобильного транспорта.

   Документов, подтверждающих отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства, перевозчику представлять теперь нет необходимости – Ассоциация «БАМАП» самостоятельно запросит необходимые сведения в налоговом органе и Государственном таможенном комитете.

  Срок, в течение которого должно быть выдано разрешение на допуск к МДП и пользованию книжками МДП, не должен превышать 30 рабочих дней со дня принятия заявления с приложением всех необходимых документов. Процедура осуществляется бесплатно, а само разрешение является бессрочным.

   Если перевозчик перестает соответствовать минимальным условиям и требованиям, среди которых – наличие в собственности основных средств не менее 40000 евро, а также не менее 25% механических транспортных средств от общего количества, при истечении срока действия свидетельств профессиональной компетентности руководителя или ответственного за организацию международных автомобильных перевозок лица, то Ассоциация «БАМАП» принимает решение о приостановлении действия разрешения на допуск, о чем уведомляет перевозчика в течение трех рабочих дней с указанием причин и срока приостановления. Действие разрешения на допуск возобновляется после устранения повлекших обстоятельств, и письменного уведомления об этом Ассоциации. В случае не представления таких доказательств принимается решение о прекращении действия разрешения на допуск. Повторно заявление о выдаче разрешения на допуск можно будет подать только через год.

   Кроме того, решение о прекращении действия разрешения на допуск будет принято в случае нарушения перевозчиком двух и более раз в течение года требований Конвенции МДП, таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь, а также при неисполнении обязательств по уплате таможенных платежей. Решение о прекращении действия разрешения на допуск принимается также при ликвидации перевозчика, признании его банкротом, аннулировании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта.

   Отдельно необходимо остановиться на том, «сохраняется» ли допуск к МДП в случае реорганизации юридического лица. В данном вопросе следует руководствоваться положением о том, происходит ли при реорганизации смена учетного номера плательщика:

   – в случае, когда при реорганизации создается новое юридическое лицо с новым учетным номером плательщика (слияние, разделение или присоединение), то и процедуру выдачи разрешения на допуск необходимо будет проходить заново, за исключением подтверждения опыта осуществления международных перевозок – он будет зачтен от реорганизованного юридического лица;

  – в случае реорганизации, при которой учетный номер плательщика остается неизменным (например, преобразование), а также при изменении наименования лица, его местонахождения, изменения места жительства или фамилии, имени индивидуального предпринимателя, просто подается заявление в Ассоциацию «БАМАП» с приложением подтверждающих такие изменения документов для внесения изменений в разрешение на допуск. Внесение изменений в разрешение на допуск также является административной процедурой и осуществляется в течение пяти рабочих дней.

 КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Людмила Дрозд, эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства

  Решение о лишении перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь принимается Государственным таможенным комитетом при наличии одного из двух оснований.

   Основание первое. Наличие у перевозчика неисполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней.

  К таможенным платежам относятся: ввозная (вывозная) таможенная пошлина, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза налог на добавленную стоимость и акцизы, а также таможенные сборы. К иным платежам, взимание которых возложено на таможенные органы, относятся утилизационный сбор, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

 В соответствии со ст. 37 Налогового кодекса Республики Беларусь исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

  Основание второе. Неоднократное нарушение перевозчиком положений Конвенции МДП и (или) несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании. Нарушение подтверждается наличием вступившего в законную силу судебного решения о признании перевозчика либо его уполномоченного лица виновным в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании.

  Перевозчик лишается права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь, если он совершил нарушения, выразившиеся:

1) В незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь.

  В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС под незаконным понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

   Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС (пункт 1 статьи 81 ТК ТС).

2) В недоставке товаров, находящихся под таможенным контролем, в установленное таможенным органом Республики Беларусь или определенное таможенным законодательством Таможенного союза место доставки на таможенной территории ЕАЭС, выдаче (передаче) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрате.

  При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки, следуя по определенному маршруту, если он установлен (подпункт 1 ст. 223 ТК ТС).

  При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки в соответствии с п. 3 ст. 227 ТК ТС наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

3) В контрабанде.

  Развернутое понятие контрабанды дано в статье 217 Основ таможенного законодательства государств – участников СНГ, являющихся приложением к Решению Совета глав государств Содружества от 10.02.1995 г.

4) В использовании в нарушение установленного порядка на таможенной территории ЕАЭС транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных на территории иностранного государства, во внутренних перевозках по таможенной территории ЕАЭС грузов, пассажиров и (или) багажа либо передаче таких транспортных средств на таможенной территории ЕАЭС иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

  Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки определен главой 48 ТК ТС. При этом ст. 344 ТК ТС установлено, что на таможенной территории ЕАЭС не допускается:

  – использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории ЕАЭС (далее – внутренняя перевозка);

  – передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.

  Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках либо их передача иным лицам допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

  При наступлении одного из указанных выше оснований перевозчик лишается права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь. Решение о лишении права оформляется приказом председателя ГТК.

  Следует отметить, что право пользования перевозчиком положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь может быть возобновлено. Решение о возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь (далее – решение о возобновлении права) принимается по письменному заявлению перевозчика. Такое решение оформляется приказом председателя ГТК в срок не более 30 дней со дня подачи заявления. Надо обратить внимание, что по результатам рассмотрения заявления перевозчика ГТК может принять решение о возобновлении права либо решение об отказе в возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь.

  ГТК в течение трех дней со дня принятия решения о лишении права, решения о возобновлении права либо решения об отказе в возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь в письменной форме информирует перевозчика о принятом решении.

  Дополнительно следует обратить внимание на обстоятельства, при которых право пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь возобновляется. Так, право пользования положениями Конвенции МДП возобновляется:

1. После устранения оснований для принятия решения о лишении права, а именно:

  – исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также погашение задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней;

  – отмены в установленном порядке судебного решения о признании перевозчика либо его уполномоченного лица виновным в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании;

  – исполнения постановления о привлечении перевозчика либо его уполномоченного лица к административной ответственности;

2. При отсутствии у перевозчика иных нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, в связи с которыми он может быть лишен права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь.

  ГТК в течение семи дней со дня принятия решения о лишении права либо решения о возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь с использованием почтовой либо факсимильной связи, либо по электронной почте информирует об этом компетентные органы государства-участника Конвенции МДП, на территории которого перевозчик допущен к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», Исполнительный совет МДП, таможенные органы государств-членов ЕАЭС.

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Источник информации: Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «БАМЭ - Экспедитор» 



Возврат к списку