/ Новости

Кризис сократил долю новых автомобилей в парке международных автомобильных грузоперевозчиков Беларуси более чем в три раза Агентство "Бизнес-новости"

15.02.2017

   Минувший год стал годом стабилизации и улучшения деловой активности на рынке международных грузовых автомобильных перевозок Беларуси. Такую оценку дала заместитель генерального директора БАМАП Наталья Высоцкая.
   По ее словам, экспорт услуг грузового автотранспорта в 2016 году превысил USD 900 млн, что на 5% больше уровня 2015 года. Рекорды 2011-2012 года, когда перевозчики превысили миллиардный рубеж экспорта, повторить не удалось, однако в БАМАП надеются вернуться к отметке в USD 1 млрд в ближайшие несколько лет. Рынок перевозок тормозили спад в реальном секторе экономики и низкие фрахтовые ставки. Бороться с рецессией перевозчикам приходилось за счет интенсификации работы.
   В результате количество перевозок в международном сообщении по отношению к 2015 году выросло на 14%, в том числе на 25% выросло количество перевозок белорусских экспортных грузов. Объемы всех перевезенных международными грузоперевозчиками грузов увеличились на 17%.
   "При этом парк автотранспортных средств в 2016 году не увеличился, – отметила Н.Высоцкая. – Это говорит о том, что ради сохранения конкурентоспособности перевозчики повышают эффективность за счет роста оборачиваемости транспортных средств и сокращения порожних пробегов". 
   Рентабельность работы белорусских транспортных компаний в прошлом году составила 6-8%. По мнению перевозчиков, это не так много, учитывая инвестиционные издержки транспортников. Так, для поддержания нормального состояния автопарка следует ежегодно обновлять 10-15% автомобилей. Если учесть, что в парке международных перевозчиков Беларуси порядка 15 тыс. транспортных средств (в том числе 11 тысяч – у компаний-членов БАМАП), то каждый год обновляться должно не менее 1 500 автомобилей. Однако в последние годы этот норматив не выдерживался, в результате структура автопарка значительно изменилась. 
   В настоящее время в автопарке международных автомобильных грузоперевозчиков новые автомобили, со сроком службы до 3 лет, составляют 13%. Хотя еще в 2013 году этот показатель был 42%. 
   "То есть почти половина нашего автопарка была новой, – подчеркнула Н.Высоцкая. – Но негативные тенденции последних лет сократили темпы обновления автопарка в три раза. Между тем, от технического обновления зависит уровень нашей конкурентоспособности. Поэтому мы открыты для любых предложений, которые бы позволили оптимально обновить автопарк, в том числе с учетом экологических стандартов". 
   Доля автомобилей экологического стандарта "евро-5" и "евро-6" в совокупности в автопарке белорусских грузоперевозчиков приближается к 60%, однако автомобилей новейшего класса, "евро-6", – всего  2%. Для сравнения: ближайшие конкуренты наших перевозчиков, поляки и прибалты, смогли довести долю "евро-6" за последние два года до 15-17%. 
   Одна из возможностей для белорусских транспортных компаний модернизировать свой автопарк в 2017 году – участвовать в лизинговом проекте австрийской банковской группы "Райффайзенбанк Интернэшнл". Через компанию "Райффайзен лизинг" планируется выделить до EUR 15 млн для приобретения транспортными компаниями автомобилей в лизинг на срок до 5 лет под 8,5% годовых. 
   Запланированной суммы должно хватить на покупку порядка 150 автопоездов экологического стандарта "евро-6". 
   "Мы уверены, что инвестиционный проект группы Райффайзен будет содействовать сокращению затрат на обслуживание, а также скорейшему преодолению белорусскими компаниями кризисных явлений 2016 года", – заявил на презентации проекта директор СООО "Райфайзен лизинг" Максим Лисицкий 14 февраля. 
   Перевозчики позитивно оценили это предложение, однако не преминули заметить, что желали бы видеть более низкий процент вознаграждения. 
   "EUR 15 млн – это очень хорошо, они будут востребованы под такую ставку, – сказал на презентации заместитель генерального директора ОАО "Белмагистральавтотранс" Александр Зенькевича – Но в Беларуси есть 40-50 крупных компаний, которые каждый год обновляют порядка 30 автомобилей. И у меня предложение – чтобы для таких крупных компаний в перспективе  ставка была 6%". 
   Как отметил А.Зенькевич, в Литве и Польше перевозчики могут приобретать машины в лизинг под 3-5%. В результате автопарк в этих странах гораздо выше белорусского: в Литве более 30 тыс. авто, в Польше – порядка 200 тыс., что позволяет Польше лидировать в Европе по количеству перевозок. 
   "Ожидаем, что со временем и нам будут предлагаться более приемлемые условия", – резюмировал представитель перевозчика. 

Источник информации:  www.doingbusiness.by.



Возврат к списку