Домашняя страница / О компании / Новости

Ответственность перед клиентами и партнерами

Николай Васильевич Горбель, председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ»:

http://www.baif.by/kscms/uploads/editor/image/gorbel_(4).jpg

    – Объем оказанных транспортно-экспедиционных и логистических услуг за 2016 г. от 50 ведущих членов Ассоциации «БАМЭ» составил более 720 млн долларов США, в том числе по договорам с нерезидентами более 490 млн долларов США, с резидентами – свыше 230 млн долларов США.

    В прошлом году завершилась реализация комплекса мероприятий, обозначенных Программой развития логистической системы на период до 2015 г. За этот период доходы от транзита составили более 12,5 млрд евро. Основные цели и задачи были направлены на разработку современной складской инфраструктуры, нормативное, правовое и информационное обеспечение логистики. В соответствии с программой созданы и функционируют 20 логистических центров с объемом складских площадей класса «А» и «В» более 399 тыс. м2, в том числе складов класса «А» – 276,1 тыс. м2. Из них – 11 транспортно-логистических центров.

    Согласно данным статистической отчетности «1-Логистика» наибольший эффект в республике достигнут в сфере транспортной логистики, которая сочетает в себе транзитные и логистические функции. Как показывает опыт, грузоперевозчики выбирают такие маршруты, где четко налажена процедура таможенного оформления, создано транспортно-дорожное обеспечение, сформирована складская инфраструктура с высокотехнологичными системами управления, имеется погрузочно-разгрузочная техника, весовое и упаковочное оборудование.

    В Беларуси крупные логистические объекты остаются не загруженными. Главным образом, это происходит потому, что предложение значительно превысило спрос, прослеживается демпинг цен между конкурентами. Спад в сегменте недвижимости складов обусловил снижение интереса инвесторов к логистической отрасли.

    Перспективным видится участие нашей страны в развитии «Экономического пояса Шелкового пути». Для полноценной работы Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», а также других логистических центров Беларуси необходимо:

   – плотное взаимодействие индустриального парка с белорусскими субъектами транспортно-логистического комплекса;

   – возможность гибкого ценообразования на услуги СВХ, терминальную обработку, создание равных конкурентных условий с таможенными терминалами стран-соседей нашей страны;

   – использование складских площадей республики для терминальной обработки грузов Таможенного союза и Китая, включая упаковку, переупаковку, формирование коммерческих партий, консолидацию для дальнейшей отправки получателям за пределы Беларуси;

   – предоставление равного доступа к инфраструктуре парка «Великий камень» всем компаниям, входящим в логистическую систему в целом, и в Ассоциацию «БАМЭ» – в частности.

   Рынок транспортно-экспедиционных услуг сегодня переживает непростые времена. Следствием спада производства в различных секторах экономики стало уменьшение грузопотоков. Снижение объемов перевозок испытывают и железнодорожники, и автоперевозчики, в этих условиях все более возрастает конкуренция между различными видами транспорта. В данной ситуации грузоотправители становятся все более требовательны к размеру своих транспортно-логистических затрат, к качеству и полноте сервиса логистического оператора.

   Одним из сдерживающих факторов для дальнейшего развития национального экспедитора является проблема неплатежей со стороны клиентов (грузовладельцев). Сохраняются тенденции увеличения сроков оплаты экспедиторам за оказанные услуги, риски непогашения задолженности, что зачастую приводит к убыточности и возможному банкротству компаний. В создавшихся нестабильных экономических условиях страховые компании вынуждены повышать тарифы на услуги по страхованию ответственности экспедиторов и грузов, либо отказываться от данных видов страхования ввиду повышенной степени рисков.

   Среди основных причин нестабильности на рынке транспортно-экспедиционных услуг, в том числе, «низкий порог» входа на рынок, отсутствие профессиональных требований. Это влечет за собой появление мелких экспедиционных компаний, которые не обеспечивают финансовую ответственность перед клиентами и партнерами, не могут или не хотят воспитывать профессионализм в сотрудниках, обучая их не только основам экспедиционной деятельности, но и корпоративной культуры. По инициативе и при непосредственном участии Ассоциации «БАМЭ» реализуются проекты в сфере совершенствования законодательства, информационных технологий, развития экспедиторского бизнеса, обучения экспедиторов. Считаем целесообразным законодательно определить повышение ответственности и профессионализма транспортно-экспедиционного сектора, которые возможно решить посредством внесения изменений в Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», включенный в план законопроектной деятельности на текущий год.

   В целях поддержки нашего некоммерческого объединения и повышения уровня мотивации со стороны государства в укреплении профессионального союза считаем целесообразным:

   – привлечение Ассоциации «БАМЭ» органами государственного управления для совместной разработки законодательно-правовой базы формирования условий функционирования рынка транспортно-экспедиционных услуг;

   – поддержку органами государственного управления инициатив Ассоциации в реализации проектов, направленных на повышение эффективности транспортной экспедиции, решение вопросов по ликвидации административных барьеров в развитии экспедиторского бизнеса по примеру Казахстана.

   Также Ассоциация считает необходимым:

   – отменить применение санкций к экспедиторам и логистам со стороны контролирующих органов при формальных нарушениях, не влекущих ущерба бюджету и в целом экономике государства, к примеру, при использовании формы товарно-транспортной накладной при перевозке экспортных грузов вместо формы товарной накладной;

   – внедрить мировую практику формирования документооборота, отменив жесткие национальные законодательные требования к оформлению первичных документов по нетоварным операциям с нерезидентами, в том числе, по необходимости составления акта выполненных работ (оказанных услуг) с оригинальными печатями и подписями в случае, когда заказчиком транспорта выступает нерезидент;

   – внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс РБ в части норм, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность. Целесообразно исключить из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих при расчетах экспедиторов с перевозчиками и другими организациями, привлекаемыми им для выполнения договора транспортной экспедиции;

   – максимально вовлечь белорусские логистические центры и транспортно-экспедиционные компании к объединению в профессиональные союзы для установления конструктивного диалога с государственными органами. В Австрии, например, государство мотивирует участников рынка к обязательному вступлению в профильные союзы.

   В целях создания профессионального рынка участников транспортно-экспедиционных услуг, обеспечения добросовестности и гарантии качества их услуг, защиты прав и законных интересов грузовладельцев и других участников транспортного рынка целесообразно дополнить Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» статьей, устанавливающей следующие требования к лицу, ответственному за организацию и оказание транспортно-экспедиционных услуг, имеющего соответствующую профессиональную компетенцию:

   – наличие высшего или профильного образования;

   – периодичность прохождения повышения квалификации не реже одного раза в пять лет в учреждениях образования по программам, согласованным с Министерством транспорта и коммуникаций;

   – наличие стажа работы по данному направлению деятельности на транспорте не менее трех лет.

Источник информации: Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»


Возврат к списку