Домашняя страница / О компании / Новости

Закон должен служить импульсом для развития рынка

   План рассмотрения законопроектов на текущий год предусматривает корректировку документов, регламентирующих работу транспортной отрасли. Один из них – Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», рассмотрение которого намечено на весеннюю сессию Палаты представителей.
  На вопросы журнала «Компас экспедитора и перевозчика» о сути вносимых в документ изменений и дополнений ответил председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрей Рыбак.
   
    – Андрей Анатольевич, чем вызвана необходимость внесения изменений в законодательство?

    – Совершенствование законодательства обусловлено изменениями, происходящими в хозяйственной деятельности. Если говорить о правовом регулировании транспортной деятельности в целом, необходимо отметить, что наша задача – не ломать, а строить, создавая дополнительные условия по реализации транзитного потенциала республики, решать насущные проблемы бизнеса в этой сфере, усиливая позицию отечественных транспортников на внешних рынках.
    Вопросы международных договоренностей в области транспортной деятельности – область постоянного внимания Парламента Беларуси и членов Постоянной комиссии. Идет работа по созданию правовых условий для интеграции автотранспортной системы Республики Беларусь в европейскую систему. Первостепенная задача – обеспечение четких, понятных и комфортных условий деятельности автомобильных перевозчиков в рамках Евразийского экономического союза.
    Очень многое уже сделано депутатами предыдущих созывов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В частности, для создания равных конкурентных условий для белорусских международных перевозчиков грузов по сравнению с украинскими, российскими и казахстанскими перевозчиками были внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Речь о снижении ставок государственной пошлины за выдачу разрешения на проезд по территориям иностранных государств и государств-участников СНГ автомобильных транспортных средств Республики Беларусь, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов.
    Новая редакция Закона «О железнодорожном транспорте» закрепила правовые основы управления перевозочным процессом, общие условия оказания услуг железнодорожным транспортом, определила целый блок нормативных предписаний, направленных на повышение безопасности движения и эксплуатации.
    Новая редакция Закона «О перевозке опасных грузов» призвана повысить безопасность этого вида перевозок.
    Отдельным законом урегулированы правоотношения в области безопасности судоходства маломерных судов, скорректирован Воздушный кодекс.
    Пристальное внимание было направлено на совершенствование безопасности дорожного движения – законодательно закреплена практика привлечения водителей к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств на основании фото- и киносъемки, видеозаписи, а также определены случаи отбуксировки (эвакуации) транспортных средств.
    Принятие Закона «О городском пассажирском транспорте и метрополитене» позволило устранить пробелы законодательного регулирования в данной сфере, обеспечить координацию и тесное взаимодействие различных видов городского электрического транспорта и метрополитена между собой, а также с другими видами транспорта, что в конечном итоге способствует повышению качества транспортного обслуживания населения.
    Документ, которому сейчас уделяем пристальное внимание – проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Доработанный законопроект призван устранить имеющиеся пробелы в законодательном регулировании, обеспечить соответствие нормативных предписаний современным международным требованиям в данной области и способствовать повышению эффективности функционирования автомобильного транспорта, создать комфортные условия ведения законной предпринимательской деятельности в данной сфере, повысить качество транспортного обслуживания. Рассмотрение законопроекта во втором чтении намечено на май текущего года, а его принятие состоится после прохождения всех предусмотренных законодательством согласований и экспертиз.
 
  – Кого затронут поправки в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», в чем их суть?
   
   – Изменения коснулись сферы автомобильных перевозок грузов. Положения законопроекта направлены на совершенствование правовой защиты автомобильных перевозчиков и исключение случаев необоснованного привлечения их к ответственности за неправильное оформление грузосопроводительных документов.
    Характерный момент – разграничение ответственности между грузоотправителем и перевозчиком по поводу оформления документов. По действующему законодательству ответственность за правильность оформления подобных документов ложилась на перевозчика. Проектом закона эта ответственность возложена на грузоотправителя.
    Конкретизировано, что транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов являются товарно-транспортная накладная при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов и международная товарно-транспортная накладная CMRпри выполнении международных автомобильных перевозок грузов. Грузоотправитель обязан предоставить (обеспечить предоставление) автомобильному перевозчику грузосопроводительные документы, оформленные надлежащим образом, при этом он несет ответственность за непредоставление их в полном объеме.
    Сразу оговорюсь, что обсуждаемый Закон не регулирует непосредственно экспорт транспортных услуг. Главная его задача – создать условия для развития соответствующей сферы отношений внутри нашей страны, обеспечить удовлетворение нужд государства, экономики и населения в перевозках, сформировать правовую систему, способствующую устойчивому росту хозяйствующих субъектов, повышению их конкурентоспособности, в том числе в части соответствия международным требованиям к автомобильным перевозкам.
    Уже в процессе работы над законопроектом мы выяснили, что необходима имплементация в национальное законодательство норм Хартии качества международных грузовых автомобильных перевозок, которая была подписана Республикой Беларусь. Это, несомненно, повлияет на имидж наших международных перевозчиков в мире, в Европе в частности.
    Сделано это с учетом зарубежной практики защиты национальных перевозчиков. На законодательном уровне там существует ряд ограничений для осуществления деятельности иностранными субъектами хозяйствования. Так, действует система обмена разрешениями между Республикой Беларусь и иностранными государствами на проезд транспортных средств по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок. Такой обмен происходит ежегодно и в течение календарного года в связи с обращениями сторон о выделении дополнительной квоты.
   Хартия качества международных грузовых автомобильных перевозок в рамках многосторонней квоты Европейской конференции министров транспорта(ЕКМТ) предусматривает введение единых для всех стран-участниц ЕКМТ требований к предприятиям, осуществляющим международные автомобильные перевозки. Среди них – финансовая устойчивость, соблюдение режимов вождения и отдыха водителями транспортных средств, профессиональная подготовка водителей и транспортных управляющих, гармонизированная система контроля и санкций за нарушения требований Хартии. В ее рамках планируется разработать механизм, обеспечивающий связь между выполнением странами-участницами положений Хартии качества и определением их базовой квоты разрешений ЕКМТ.
   В настоящее время Беларусь относится к числу стран с наиболее эффективным использованием разрешений ЕКМТ. На заседании подгруппы по качественному развитию квоты ЕКМТ рассматривались меры, принимаемые странами-участницами Международного транспортного форума, не входящими в Европейский союз, по выполнению Хартии качества. Был представлен и отчет Беларуси. В его рамках продемонстрирована работа, которая ведется в нашей стране в области совершенствования транспортного законодательства, в частности – над выше упомянутым законопроектом, уже рассмотренным в первом чтении. Надеемся, это будет способствовать сохранению количества разрешений на перевозки и позволит расширить присутствие белорусских перевозчиков на международных рынках.
   Гораздо больше изменений в сфере пассажирских перевозок. Законопроектом четко разграничиваются понятия таких видов автомобильных перевозок пассажиров, как «автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении» и «автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении», закрепляются правовые механизмы регулирования соответствующих решений, направленные на пресечение случаев осуществления регулярных перевозок под видом нерегулярных.
   Законопроектом подробно определяются функции местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих в качестве заказчиков автомобильных перевозок в регулярном сообщении, а также операторов автомобильных перевозок. Закрепляется порядок взаимодействия между заказчиками, операторами автомобильных перевозок и непосредственно перевозчиками.
   Конкретизировано понятие «оператор» – это организация, назначаемая заказчиком, в лице исполкома, для организации транспортного обеспечения конкретного региона. В его функции, кроме прочего, входит разработка маршрутной сети, разбивка ее на лоты, проведение тендеров на предоставление транспортных услуг среди перевозчиков разной формы собственности, заключение договоров с выигравшими тендер перевозчиками и контроль выполнения этих договоров. Принципиально то, что оператор не имеет права выполнять функции перевозчика и становится независимым субъектом рынка.
   Это необходимо по той причине, что сегодня на рынок пассажирских перевозок пришло множество перевозчиков частной формы собственности, которые, как правило, выбирают самые «лакомые» маршруты, которые приносят наибольший доход. Тогда как государственный перевозчик, отвечающий, в том числе, за выполнение социального стандарта, терпит убытки. Мы предполагаем, что в лот будет входить два-три прибыльных рейса и один менее доходный. Это поможет решить проблему более справедливого распределения доходов на рынке пассажирских перевозок, развития цивилизованной конкуренции.
   Существенное внимание в законопроекте уделяется детализации на уровне закона правового регулирования организации и выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси. В отрасли происходят значительные перемены, поэтому изменения назрели. Например, мы видим, что в транспортной сфере все шире применяются информационные технологии. Для заказа такси мы все чаще пользуемся мобильными приложениями. Этот вопрос нужно законодательно урегулировать.       Это создаст правовую основу для развития данной сферы, и пассажиры будут получать более качественную услугу.
   Когда между пассажиром и перевозчиком возникают спорные вопросы, должна быть необходимая информация для их решения. Поэтому повышается роль и ответственность диспетчерской службы. Она обязана предоставлять пассажирам всю информацию о времени прибытия, тарифах, возникших проблемах. Эта информация должна фиксироваться и храниться в течение года.
   Серьезный вопрос – применение цифровых технологий в транспортной отрасли. Сегодня мобильные приложения широко используются бизнесом. Они позволяют не только заказать услугу по перевозке, но и рассчитать предварительную стоимость, идентифицировать перевозчика, транспортное средство, оценить качество услуги и даже безналично оплатить услугу.
   Если используемое мобильное приложение позволяет, в том числе, провести безналичную оплату, нужны ли тогда таксометры и кассовые суммирующие аппараты? Этот вопрос также обсуждается с Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов, Национальным банком.
   Необходимо урегулировать вопрос безопасности использования персональной информации пассажира, ведь информация о платежной карте клиента поступает в систему. Как защитить свои финансовые средства, как потом при возникновении необходимости разговаривать, в том числе, с нерезидентом, чтобы их вернуть? К сожалению, данные технологии пока не нашли достаточного отражения в законодательстве, что приводит к спорным моментам в части защиты интересов пассажира, безопасности перевозки и тех данных, которые передаются перевозчику, в том числе, персональных данных платежной карты.

   – Возможно ли, по-вашему, найти баланс между интересами государства, бизнеса и потребителя транспортной услуги?

   – Думаю, баланс здесь давно найден – перевозчик всегда ориентируется на потребителя, а мы должны корректно отразить хозяйственную практику в правоприменительном документе и дать импульс для развития рынка. Законодатели стоят в первую очередь на принципах безопасности оказания транспортных услуг и повышения их качества. При этом мы крайне заинтересованы в ознакомлении с хозяйственной практикой конкретных субъектов рынка транспортной сферы. Конечно же, невозможно депутату быть компетентным во всех вопросах. И хотя в составе Постоянной комиссии работают специалисты, имеющие определенный опыт в узкоспециальных темах, нам важно мнение практиков, профессионалов рынка.
    Хочу отметить, что депутаты комиссии открыты для сотрудничества и всегда готовы принять активное участие в обсуждении и решении вопросов, связанных с транспортной деятельностью. Одним из первых мероприятий нашей Постоянной комиссии стала встреча с руководством Министерства транспорта и коммуникаций. Мы обсудили состояние дел в транспортной сфере, обозначили общие подходы по решению насущных вопросов, что свидетельствует о значимости вопросов транспортной тематики в круге тем, находящихся в ведении Постоянной комиссии.
    Состоялись также встречи с представителями общественных объединений транспортников, перевозчиков. Такие встречи должны стать постоянной практикой в работе     Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи.
    Учитывая широкий спектр вопросов, относящихся к компетенции Постоянной комиссии, мы планируем взаимодействовать с довольно большим количеством министерств, ведомств, общественных организаций, бизнес-союзов, профильных ассоциаций. Со всеми постараемся наладить конструктивный диалог.

Источник информации: Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Возврат к списку