№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что подразумевается под системой учёта товаров (АС «СЭЗ», бухгалтерская
учётная система или др.)? |
Информационная система субъекта хозяйствования, в том числе,
бухгалтерская либо иная система учета хозяйственных операций предприятия, в
которой отражаются факты хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и
которая, согласно пп.7 пункта 1 ст.433 ТК ЕАЭС, позволяет сопоставлять сведения,
представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со
сведениями о проведении хозяйственных операций субъектом хозяйствования, а
также обеспечивает доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким
сведениям о проведении хозяйственных операций субъектом хозяйствования. |
2 |
Каков порядок предоставления доступа таможенным органам к системе учета
товаров, определенной подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 Таможенного кодекса
Евразийского экономического союза? |
Порядок доступа таможенных органов к системе учета товаров определен
подпунктами 1.1-1.4 пункта 1 Постановления ГТК от 13.06.2022 № 51 «О порядке
доступа таможенных органов к системе учета товаров» (далее – Постановление №
51). |
3 |
Необходимо ли принятие на предприятии дополнительного (отдельного)
локального акта, подтверждающего наличие системы учета товаров УЭО, и/ или
отражение наличия системы учета товаров, а также раздельного учета
иностранных товаров и товаров ЕАЭС (как вида деятельности), в учетной
политике предприятия? |
Положениями ТК ЕАЭС, Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О
таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон) и иного
законодательства о таможенном регулировании не установлены обязательные
требования о необходимости принятия на предприятии дополнительного локального
правового акта, подтверждающего наличие системы учета товаров у уполномоченных
экономических операторов (далее – УЭО).
При этом при необходимости обеспечения надлежащего функционирования такой
системы или определения лиц, ответственных за ее функционирование, на предприятии
может быть издан соответствующий локальный правовой акт. |
4 |
К какой информации должен быть предоставлен доступ? |
Перечень информации, к которой должен быть предоставлен доступ, определен
приложением к Постановлению № 51. |
5 |
По каким внешнеэкономическим операциям необходимо предоставлять удаленный
доступ к сведениям, содержащимся в системе учета товаров? |
Приложением к Постановлению № 51 установлено, что удаленный доступ
предоставляется к сведениям об импортных и экспортных операциях, в том числе
сведениям о товарных партиях и о движении товаров, и сведениям о товарах,
помещенных под процедуру таможенного транзита, в отношении которых
оказываются услуги по транспортировке. |
6 |
После помещения товаров под какие таможенные процедуры необходимо
предоставлять удаленный доступ к сведениям, содержащимся в системе учета
товаров? |
Положениями ТК ЕАЭС, Закона и иного законодательства о таможенном
регулировании перечень таможенных процедур, под которые помещены товары,
сведения о которых подлежат отражению в системе учета товаров (далее – СУТ),
не ограничен. Наличие СУТ и необходимых сведений в ней - это условие включения в реестр
УЭО, и УЭО должен обеспечивать его постоянное выполнение (см. подпункт 1
пункта 1 ст. 442 ТК ЕАЭС) |
7 |
Какой доступ должен быть обеспечен (для просмотра, или с возможностью
редактирования и выгрузки информации)? |
Подпунктом 1.5 пункта 1 Постановления № 51 определено, что удаленный
доступ к системе учета предоставляется с правами просмотра сведений. |
8 |
В каком формате должны содержаться необходимые сведения? Достаточно ли
будет предоставления удаленного доступа к БД в формате Access или нужно
представление сведений в интерфейсе? |
Сведения должны предоставляться в интерфейсном формате, обеспечивающем
корректный просмотр запрашиваемой информации в необходимом объеме с учетом
положений пп.1.5 пункта 1
Постановления №51. |
9 |
С какой периодичностью необходимо обновлять сведения, к которым
предоставляется удаленный доступ? |
Сведения должны соответствовать сведениям, содержащимся в системе
бухгалтерского (иного) учета предприятия, т.е. отражаться в сроки,
предусмотренные учетной политикой предприятия для регистрации в регистрах
бухгалтерского учета сведений, содержащихся в первичных учетных документах, с
учетом требований законодательства о бухгалтерском учете. |
10 |
По каким линиям связи предполагается предоставление информации? |
Подпунктом 1.5 пункта 1 Постановления № 51 определено, что удаленный
доступ к системе учета предоставляется посредством сети Интернет. |
11 |
Каким образом будет осуществляться защита информационного канала для
таможенных органов для обеспечения соответствия требованиям защиты информации
как таможенных органов, так и требованиям защиты информации членов ЕАЭС,
предоставляющих доступ к своим данным? |
Доступ предоставляется к информации, содержащейся в СУТ УЭО.
Постановление № 51 не определяет требования по защите информации в
информационных системах третьих лиц, а также доступа к таким системам. |
12 |
Какой уровень защиты информации должен быть? Каким образом будет
реализован контроль уровня защищенности информации? |
Субъекты хозяйствования вправе самостоятельно определять требования по
защите информации, содержащейся в их информационных системах, в том числе в
соответствии с нормативными предписаниями приказа ОАЦ от 20.02.2020 г. № 66. Система защиты информации таможенных органов аттестована в установленном
законодательством порядке, в том числе для обработки информации ограниченного
распространения. |
13 |
Каким образом будет организован процесс восстановления уничтоженной
информации? |
В соответствии с абзацем 4 подпункта 1.5 пункта 1 Постановления № 51
удаленный доступ таможенным органам предоставляется исключительно с правами
просмотра сведений и не предполагает возможности корректировки или
уничтожения информации в системе учета товаров субъекта хозяйствования. |
14 |
На каком основании пунктом 3 Перечня сведений, содержащихся в системе
учета, удаленный доступ к которым предоставляется таможенным органам,
приложения к Постановлению № 51 (далее – Перечень Постановления № 51),
устанавливается обязанность по предоставлению таможенным органам доступа к
сведениям об услугах по перевозке товаров в соответствии с таможенной
процедурой таможенного транзита, а не о самих товарах? Указанный пункт прямо противоречит подпункту 45 пункта 1 статьи 2 и
подпункту 7 пункта 1 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС. Подпунктом 7 пункта
1 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС в качестве критерия к включению в
реестр УЭО первого типа установлена обязанность наличия системы учета именно
товаров. Согласно подпункту 45 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС, «товар»
– любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов ЕАЭС, ценные
бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а
также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. |
В Постановлении № 51 речь идет о перемещаемых в соответствии с таможенной
процедурой транзита товарах и соответствующих им хозяйственным операциям. В
целях сокращения объема сведений в СУТ Постановлением № 51 определено, что
предоставлять доступ необходимо только к сведениям о товарах, помещенных под
таможенную процедуру транзита, при оказании самим УЭО услуг по перевозке
товаров. |
15 |
Необходимо ли предоставлять удаленный доступ к сведениям, содержащимся в
системе учета товаров, если уполномоченный экономический оператор: - является перевозчиком
товаров, но не является декларантом таможенной процедуры таможенного
транзита; - является декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, но не
пользуется специальными упрощениями УЭО/при помещении товаров под таможенную
процедуру таможенного транзита? |
Отражение в системе учета подлежат товары перевозимые и декларируемые УЭО. |
16 |
В пункте 3 Перечня Постановления № 51 должны содержаться сведения об
оказанных оператором-перевозчиком иным лицам услугах по перевозке или об
услугах по перевозке, которые оказаны иными перевозчиками оператору? Если
второй вариант, то учитываются услуги по перевозке товаров, только в адрес
оператора-получателя? |
В СУТ должны содержаться сведения о товарах, помещенных под процедуру
таможенного транзита, в отношении которых оказываются услуги по
транспортировке.
|
17 |
Необходимо разъяснение, почему все же требуется (исходя из приложения к
письму ГТК от 05-2-5/44868 от 03.03.2023 в адрес РСУТО) указание в системе
учета сведений, которые не представлялись таможенному органу при совершении
таможенных операций (часть сведений из подпункта 1.2. пункта 1 и 2.2. пункта
2 Перечня Постановления №51)? Возможно, это необходимо только для процедур, в
которых имеется длительное нахождение товаров под таможенным контролем и
действительно важны дальнейшие операции с товарами (переработки на/вне
таможенной территории, таможенный склад, условный выпуск, временный ввоз и
т.д.)? |
Перечень сведений определен приложением к Постановлению № 51 и включает
минимальный набор сведений, необходимый для получения сведений о движении
всех товаров, помещенных под таможенные процедуры. При этом Законом состав
сведений, предоставляемых таможенному органу, не ограничен. Предоставление
сведений, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 и подпункте 2.2 пункта 2
приложения к Постановлению № 51, позволяет выполнять одну из функций СУТ -
сопоставление сведений, представленных таможенным органам при совершении
таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций. При
этом положениями ТК ЕАЭС, Закона и иного законодательства о таможенном
регулировании перечень таможенных процедур, под которые помещены товары,
сведения о которых подлежат отражению в СУТ, не ограничен. |
18 |
Что за стоимости товаров необходимо указывать по требованиям подпунктов
1.2. пункта 1 и 2.2. пункта 2 Перечня Постановления № 51? В учете очень много
различных стоимостей (себестоимость, стоимость реализации, фактурная
стоимость и др.). |
Цена товара (фактически уплаченная или подлежащая уплате в соответствии с
условиями возмездной сделки), по которой товар оприходуют/ставят на учет в
перерасчете на бел. руб. (например, по курсу Нацбанка на дату
оприходования/постановки на учет товаров). |
19 |
Распространяется ли действие Постановления ГТК № 51 на ввоз/вывоз товаров
внутри ЕАЭС (статистическое декларирование), т.к. в отношении таких товаров
не производятся таможенные операции? Нужно ли предоставлять удаленный доступ к сведениям о товарных партиях, в
отношении которых осуществлено статистическое декларирование (в соответствии
с разделами 1 и 2 Постановления № 51)? В Постановлении № 51 нет требований о наличии регистрационных номеров
статистических деклараций. Будет ли Постановление № 51 дополнено таким
требованием? |
Предоставление сведений о товарных партиях, в отношении которых
осуществлено статистическое декларирование, не требуется. В перечень сведений, содержащихся в системе учета, утвержденный
Постановлением № 51, включаются только сведения об импортных и экспортных
операциях, в том числе сведения о товарных партиях и о движении товаров, и
сведения о товарах, помещенных под процедуру таможенного транзита, в
отношении которых оказываются услуги по транспортировке. |
20 |
В случае, если ввезенный товар, помещенный под таможенную процедуру
выпуска для внутреннего потребления, направляется в производство для
осуществления его измельчения (гранулу в порошок (без применения таможенной
процедуры переработки товаров на таможенной территории), то насколько глубоко
нужно показывать движение товаров? До отпуска в производство?
|
Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего
потребления, подлежат отражению в СУТ с момента принятия их к учету
(бухгалтерскому, складскому и (или) иному) в зависимости от учетной политики
предприятия, и до момента выбытия (списания) с учета организации.
|
21 |
Сведения о месте фактического размещения товаров по каждой хозяйственной
операции должны содержать информацию о наименованиях подразделений (цехе),
где находятся товары или, следует указывать сооружение (здание, номер
корпуса, этаж)? Достаточным ли будет указание кода материально-ответственного
лица? |
Подпунктом 1.2. пункта 1 приложения к Постановлению № 51 предусмотрено
указание сведений о месте размещения товаров при отражении движения товаров
(при их наличии в зависимости от вида операции о движении товаров согласно
данным СУТ). При этом к указанным сведениям о месте размещения товаров
относятся сведения о наименовании организации, и (или) складе, и (или) подразделении.
Таким образом, понятие «место размещение товаров» должно включать сведения о
месте размещение товара на момент конкретной операции с ним. Соответственно,
при указании сведений о месте фактического размещения товаров по каждой
хозяйственной операции необходимо указывать сведения о наименовании склада и
(или) подразделения (цеха) организации, а в случае, если товар передан
стороннему лицу – наименование такого лица. |
22 |
Если компания, имеет статус УЭО 3-го типа, осуществляла таможенные
операции в общем порядке, т.е. без использования специальных упрощений
(временное хранение, выпуск до подачи и др.), то должна ли компания
обеспечивать удаленный доступ таможенных органов к таким сведениям? Если да,
то просим разъяснить позицию подробно со ссылкой на конкретные пункты НПА. |
Согласно пп.2 п. 5 ст. 433 ТК ЕАЭС одним из условий включения
юридического лица в реестр УЭО с выдачей свидетельства третьего типа
являются, в том числе, условия, указанные в пункте 3 указанной статьи. П. 3
статьи 433 ТК ЕАЭС устанавливает условия включения юридического лица в реестр
УЭО с выдачей свидетельства второго типа. В частности, согласно пп. 1 п. 3
указанной статьи ТК ЕАЭС, к таким условиям относятся условия, указанные в пп.
1, 3-7 пункта 1 данной статьи. Пп. 7 п.1 ст. 433 ТК ЕАЭС в качестве одного из
условий включения юридического лица в реестр УЭО с выдачей свидетельства
первого типа предусмотрено наличие системы учета товаров, отвечающей
установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании
требованиям. Соответственно, исходя из пп. 2 п. 5, пп. 1 п. 3 и пп. 7 п. 1
ст.433 ТК ЕАЭС наличие системы учета товаров и предоставление доступа
таможенных органов к отраженной в ней информации является обязательным
условием для включения в реестр УЭО всех типов. Также УЭО должен обеспечивать его постоянное выполнение (см. подпункт 1
пункта 1 ст. 442 ТК ЕАЭС). |
23 |
В требованиях Постановления № 51 не указаны сведения о номере товара в
декларации на товары и заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
Нужны ли такие сведения? Если да, планируется ли внесение изменений в
Постановления № 51 в этой части? |
В настоящее время указание сведений о номере товара в декларации на
товары приложением к Постановлению № 51 не предусмотрено. |
24 |
Согласно учётной политики Общества единицей бухгалтерского учёта запасов
(сырья, материалов, комплектующих) является номенклатурный номер. Например,
сталь нержавеющая, приобретаемая у разных поставщиков Российской Федерации,
Республики Беларусь, Китая, принимается к учёту в Обществе под одним
номенклатурным номером. Сведения о движении товаров отражаются без учёта
товарной партии. Достаточно ли будет таких сведений, содержащихся в системе учёта,
удалённый доступ к которым предоставляется таможенным органам, учитывая
особенности ведения хозяйственной деятельности Общества, в соответствии с
нормами законодательства Республики Беларусь? Либо же, если таких данных
будет недостаточно, достаточным ли будет отражение сведений в системе учёта
товаров о поступивших товарах и в последующем их движении в разрезе
конкретного товара от конкретного поставщика (номенклатурный номер – под
конкретного поставщика товаров, без учёта парии товаров), т.е. от конкретного
поставщика – поступление конкретного товара (например, ловители) несколько
партий товара и соответственно движение товаров из таких партий за
определённый период времени, потому как, в связи с широкой номенклатурой
товаров в Обществе не ведётся «партийный учёт». |
Пунктом 5 статьи 343 Закона установлено, что в СУТ ведется раздельный
учет совершения операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС. Состав сведений, предоставляемых для просмотра, определен приложением к
Постановлению №51. Товарные партии, в отношении которых совершались таможенные операции,
должны идентифицироваться в системе учета по регистрационному номеру ДТ
(абзац второй подпункта 1.1 пункта 1 Приложения к Постановлению № 51). |
25 |
Формализованный подход к ведению учёта, в частности относительно сведений
о стоимости товаров в белорусских рублях, не учитывает все особенности
хозяйственной деятельности различных субъектов хозяйствования, в частности и
Общества. Так, по подпункту 1.1., подпункту 1.2. пункта 1 «Сведения об импортных
операциях» Перечня Постановления № 51 необходимо отражение сведений о стоимости
товаров в белорусских рублях согласно системе учёта. Согласно разъяснениям
пересчёт суммы в белорусские рубли осуществляется на дату совершения
хозяйственной операции. В Обществе согласно законодательству Республики Беларусь и учётной
политики Общества датой принятия активов к бухгалтерскому учёту необходимо
считать дату их фактического поступления на склад предприятия указанную в
приходном ордере с учётом особенностей приёмки товаров по количеству и
качеству. Выраженная в иностранной валюте стоимость полученных активов (сумма
понесённых расходов) и стоимость относящихся к этим активам (расходам)
обязательств отражаются в бухгалтерском учёте в белорусских рублях по
официальному курсу на: - дату перечисления аванса в
иностранной валюте, если был перечислен аванс в размере полной стоимости
активов; - дату перечисления аванса в
иностранной валюте в части стоимости активов, приходящихся на аванс и дату
совершения хозяйственной операции в части стоимости активов, не приходящейся
на аванс; - дату совершения
хозяйственной операции, если не был перечислен аванс в иностранной валюте. При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка
производится с использованием метода оценки по средней себестоимости. При
этом средняя себестоимость определяется исходя из среднемесячной стоимости, в
расчёт которой включается количество и стоимость материалов на начало месяца
и все поступления за отчётный месяц. Полученная средняя цена формирует
стоимость списания материалов, отражённых в количественном выражении в
расходных документах. Т.е. по операциям о движении товаров отражение сведений
о стоимости таких товаров в белорусских рублях возможно в системе учёта не
ранее 15 числа месяца, следующего за отчётным. Достаточно ли будет того, что данные о стоимости в белорусских рублях
будут попадать в систему учёта только лишь после 15-го числа месяца,
следующего за отчётным периодом? |
Пунктами 1 и 2 приложения к Постановлению предусмотрено отражение
стоимости товаров в белорусских рублях согласно данным системы учета. Под
стоимостью товаров следует понимать цену товара (см. п.18 таблицы ответов), по
которой товар оприходуют/ставят на учет в перерасчете на бел. руб. (например,
по курсу Нацбанка на дату оприходования/постановки на учет товаров). При этом
дата оприходования/постановки на учет товаров определяется учетной политикой
организации. |
26 |
Согласно действующему законодательству Республики Беларусь все внешние
подключения должны шифроваться криптографическими алгоритмами,
сертифицированными Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики
Беларусь. В Обществе используется шлюз безопасности «BelVPNGate»,
соответственно на рабочем месте сотрудника ГТК должно быть установлено
соответствующее лицензионное программное обеспечение, либо
программно-аппаратный комплекс для шифрования трафика. Будет ли учтено данное требование при получении доступа таможенными
органами к системе учёта товаров? |
В таможенных органах также применяются сертифицированные
программно-аппаратные комплексы криптографической защиты информации. |
27 |
Подпунктом 3 пункта 2 проекта Типовых требований ЕЭК установлено, что объектами
системы учета товаров являются товары, ввезенные на таможенную территорию
Союза и размещенные на временное хранение в сооружениях, помещениях (частях
помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок)
уполномоченного экономического оператора, имеющего свидетельство второго или
третьего типа. Предприятие включено в реестр УЭО и реестр владельцев склада временного
хранения. Сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки
(части открытых площадок) УЭО, являющиеся зоной таможенного контроля, не
совпадают с территорией СВХ. Являются ли иностранные товары, помещенные на временное хранение на
территории СВХ, объектами системы учета товаров УЭО? |
Предлагаем
РСУТО обсудить данные вопросы на предстоящем 11-12 сентября 2023 г. очередном
заседании рабочей группы при Консультативном комитете по таможенному
регулированию по развитию института уполномоченного экономического оператора
в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее – Рабочая
группа). |
28 |
Являются объектом системы учета товаров УЭО в соответствии с подпунктом 4
пункта 2 проекта Типовых требований ЕЭК товары, помещенные под таможенную
процедуру таможенного транзита, декларантом, которых выступает организация –
УЭО, а перевозчик – иное лицо? |
Предлагаем
РСУТО обсудить данный вопрос на предстоящем 11-12 сентября 2023 г. заседании
Рабочей группы. (Справочно: полагаем, что учету должны
подлежать товары перевозимые и декларируемые УЭО). В перечень сведений, содержащихся в системе учета, утвержденный
Постановлением № 51 включаются только сведения об импортных и экспортных
операциях и сведения о товарах, помещенных под процедуру таможенного транзита,
в отношении которых оказываются услуги по транспортировке. |
29 |
Будет ли допускаться указание в системе учета товаров УЭО разных кодов ТН
ВЭД при принятии товара на временное хранение и принятии товара на учет после
помещения товара под таможенную процедуру? Исходя из практики, после принятия товара на временное хранение, в связи
с невозможностью получения дополнительной информации по описанию и
характеристикам товаров (запасные части, оборудование), с целью достоверного
декларирования и правильной классификации товара, декларантом осуществляются
операции по досмотру товара, и в ряде случаев коды ТНВЭД, заявленные
производителями (контрагентами), не являются достоверными. Также, при поставках запасных и комплектующих в товаросопроводительных
документах контрагентами указывается наименование товара как «ремонтный
комплект к оборудованию...» с кодом «запасные части оборудования». При
принятии товара на временное хранение в системе учета товаров будут внесены
сведения «ремонтный комплект к оборудованию...» с кодом «запасные части
оборудования», а таможенное декларирование будет осуществлено попозиционно в
соответствии с контрактом. |
Полагаем допустимым изменения кодов товаров в обозначенной ситуации при
наличии соответствующих подтверждающих документов, а также полноценной
возможности идентифицировать данный товар.
|
30 |
Для удаленного просмотра сведений из системы учета товаров с
использованием логина и пароля должностными лицами таможенных органов -
доступ предоставляется однократно (при каждом обращении присваивается новый
логин и пароль), либо логин и пароль используется при многократных обращениях
к базе данных информации. |
При
необходимости организации доступа должностного лица таможенных органов к СУТ
с использованием логина и пароля реквизиты доступа (логин и пароль)
предоставляются владельцем СУТ для многократного использования должностным
лицом таможенного органа. |
31 |
На какое количество рабочих дней (рабочего времени суток либо период
времени) будет предоставляться доступ по одному логину и паролю в систему
учета товаров. |
Срок
предоставления доступа к СУТ Постановлением № 51 не ограничен. Вместе с тем
владелец СУТ вправе определить (программным образом) дополнительные
требования по обязательности смены пароля с заданной периодичностью. |
32 |
При формировании отчета сведений об импортных/экспортных товарах запрос
таможенных органов будет содержать один номер таможенного документа
(декларации на товары), либо это будет два и более таможенных документов. |
При
наличии технической возможности желательно предусмотреть возможность формирования
отчета в отношении двух и более деклараций. |
33 |
Основные средства: до какого промежутка времени должны содержаться и
отображаться сведения (не идет в производство, остается на балансе
предприятия, либо, к примеру, закупаемое оборудование используется для
производства). |
Сведения о
товарах в СУТ должны содержаться до момента выбытия (списания) с учета
организации. |
34 |
Металлолом (при ввозе из-за пределов ЕАЭС и при ввозе с таможенной
территории ЕАЭС) и возврат многооборотной тары, при помещении ее под
таможенную процедуру реимпорта (идентифицировать эти виды товаров не
возможно) - как вести учет. |
Для таких
и аналогичных товаров одного наименования, которые хранятся, используются
(потребляются), реализуются в смешанном виде, предлагаем вести учет исходя из
того, что товары, принятые к учету первыми, в том числе помещенные под
таможенную процедуру товары, при совершении с ними хозяйственных операций
подлежат учету (выбывают с учета) также первыми. |
220036, г. Минск, ул. Лермонтова, 27, к. 131
+375 17 370 42 31,
+375 17 370 42 41,
rsuto2019@gmail.com
Почтовый адрес:
220036, г. Минск, абонементный почтовый ящик № 101