Домашняя страница / О компании / Новости

Изменения в маркировке товаров УКЗ и средствами идентификации

МНС принято постановление от 07.06.2023 N 23 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 мая 2021 г. N 17» (далее — постановление N 23), которым внесены изменения в постановление N 17, касающиеся пяти направлений сферы маркировки товаров УКЗ и средствами идентификации:

состава обязательной информации, подлежащей внесению в Банк электронных паспортов товаров;

состава информации, подлежащей внесению в ГИС «Электронный знак» при ввозе товаров в Республику Беларусь в рамках трансграничной торговли;

перечня уполномоченных складов;

требований к уполномоченным складам и их владельцам;

порядка формирования средства идентификации транспортной упаковки.

1. Состав обязательной информации, подлежащей внесению в Банк электронных паспортов товаров

Для получения GTIN субъектам хозяйствования необходимо внести в Банк электронных паспортов товаров обязательную информацию (п. 9 Положения о маркировке товаров средствами идентификации).

Обязательная информация — это информация о разновидностях товара одного наименования, подлежащего маркировке средствами идентификации, вносимая в Банк электронных паспортов товаров, передаваемая в систему маркировки (п. 12 приложения 3 к Указу N 243).

Из наименования п. 1 состава обязательной информации (приложение 1 к постановлению N 17) исключена конкретизация по субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю товарами, возвращенными продавцам покупателями. Раньше п. 1 приложение 1 к постановлению N 17 распространял свое действие только на субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю товарами, приобретенными в рамках розничной торговли, возвращенными продавцам покупателями. Однако на практике товары могут возвращаться и в рамках оптовой торговли, что не запрещено п. 3 и 9 Инструкции о порядке хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации. В связи с этим и уточнено наименование п. 1 приложения 1 к постановлению N 17 (подп. 1.2 постановления N 23).

Из состава информации по молочной продукции, шинам, товарам легкой промышленности и обуви исключен GCP — глобальный префикс предприятия в системе GS1. Также из п. 4 постановления N 17 исключено и определение GCP (подп. 1.1 постановления N 23).

В составе информации молочной продукции два атрибута «Тип товара» и «Функциональное наименование единицы товара (продукции)» объедены. Сейчас второй атрибут является дополнением первого, а не выступает как самостоятельный.

Состав информации по молочной продукции, шинам и товарам легкой промышленности дополнен двумя новыми атрибутами:

страна регистрации производителя (код страны регистрации производителя);

идентификатор налогоплательщика производителя (применяется в случаях, когда страной регистрации субъекта хозяйствования, который произвел товар, является одно из государств — членов ЕАЭС. Идентификаторы налогоплательщика: Республика Армения — УНН, Республика Беларусь — УНП, Республика Казахстан — ИНН или БИН, Кыргызская Республика — ИНН, Российская Федерация — ИНН) (подп. 1.2 постановления N 23).

В связи с дополнением состава информации по отдельным товарам новыми атрибутами субъектам хозяйствования, осуществляющим оборот таких товаров, необходимо проверить свои описания товаров в Банке электронных паспортов товаров и, при необходимости, внести соответствующие изменения. Несоответствие состава информации, содержащегося в системе маркировки, требованиям законодательства является основанием для признания товара немаркированным.

2. Состав информации, подлежащей внесению в ГИС «Электронный знак» при ввозе товаров в Республику Беларусь в рамках трансграничной торговли

Решения Совета ЕЭК о маркировке товаров предоставляют право государствам — членам ЕАЭС самостоятельно определять дату введения их маркировки на своей территории. На практике при принятии решения Совета ЕЭК о маркировке конкретной группы товаров ее маркировку на своей территории вводит одно-два государства — члена ЕАЭС. Национальные операторы государств — членов ЕАЭС, в которых не введена маркировка товаров, как правило, не заинтересованы в заключении межоператорского соглашения.

Для ввоза молочной продукции, обувных товаров, шин и отдельных товаров легкой промышленности на территорию Республики Беларусь из государства — члена ЕАЭС, которое не ввело маркировку и с которым не налажено информационное взаимодействие (отсутствует межоператорское соглашение), белорусский субъект хозяйствования должен промаркировать их белорусскими средствами идентификации. При этом маркировка может осуществляться как защищенными, так и незащищенными средствами идентификации.

С целью предоставления субъектам хозяйствования возможности отражать в системе маркировки способ маркировки (без защиты, использование знака защиты или защищенного материального носителя) в подп. 1.4.1 п. 1 приложения 2 к постановлению N 17 (за исключением предметов одежды из меха) внесены соответствующие дополнения (абз. 3 подп. 1.3 постановления N 23).

Принимая во внимание, что выпуск товаров по декларации на товары для товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, возможно осуществлять таможенными органами не только Республики Беларусь, но и других государств — членов ЕАЭС, в п. 3 приложения 2 к постановлению N 17 для позиции «регистрационный номер декларации на товары и дата выпуска товаров по ней (для товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и выпущенных таможенным органом Республики Беларусь)» уточняется таможенный орган. Внесенное уточнение допускает указание таможенного органа не только Республики Беларусь, но и любого другого государства — члена ЕАЭС (абз. 8 подп. 1.3 постановления N 23).

3. Перечень уполномоченных складов

Перечень уполномоченных складов, определенный приложением 3 к постановлению N 17, скорректирован:

— пять уполномоченных складов исключены;

— уточнены адреса двенадцати уполномоченных складов, принадлежащих РУП «Белтаможсервис»;

— уточнен номер дома уполномоченного склада, принадлежащего ООО «Караван Камберли» (подп. 1.4 постановления N 23).

4. Требования к уполномоченным складам и их владельцам

Требования, предъявляемые к уполномоченным складам и их владельцам (приложение 4 к постановлению N 17), ужесточены. Новые требования вступают в силу 18.02.2024 (подп. 1.5, абз. 2 п. 2 постановления N 23).

Требования, предъявляемые к уполномоченному складу, дополнены обязанностью размещения уполномоченного склада в здании, сооружении либо в их отдельной части, принадлежащих владельцу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, помещение, находящееся в аренде, не может быть включено в перечень уполномоченных складов (абз. 2 подп. 1.5 постановление N 23).

В требования, предъявляемые к владельцу уполномоченного склада, внесены следующие дополнения (абз. 3 — 11 подп. 1.5 постановления N 23):

— неотнесение субъекта хозяйствования к неактивным плательщикам. Иными словами, субъект хозяйствования должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двенадцати месяцев подряд;

— отсутствие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным. Похожее требование было и раньше. Сейчас оно изложено в новой, более расширенной редакции;

— непривлечение к административной ответственности в области предпринимательской деятельности и (или) против порядка налогообложения. При этом не привлеченными к административной ответственности считаются лица, освобожденные от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, а также лица, которые считаются не подвергшимися административному взысканию за совершенное административное правонарушение в соответствии со ст.4.9 КоАП;

— присоединение к соглашению о сотрудничестве и взаимодействии в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке УКЗ или средствами идентификации (далее — соглашение). Соглашение планируется заключать между МНС и владельцем уполномоченного склада. В настоящее время в открытом доступе форма и порядок заключения соглашения к владельцам отсутствуют. За новостями нужно следить на официальном сайте МНС: nalog.gov.by.

Примечание
Полномочия МНС на заключение соглашения установлены подп. 5.20-1. п.5 Положения о МНС N 1592.

5. Порядок формирования средства идентификации транспортной упаковки

Базовая технологическая организационная модель системы маркировки товаров средствами идентификации в ЕАЭС, утвержденная решением Совета ЕЭК от 05.03.2021 N 19, и решения Совета ЕЭК по маркировке товаров средствами идентификации (от 08.08.2019 N 72, от 18.11.2019 N 127 — 130, от 23.12.2020 N 129, от 29.10.2021 N 113, от 23.09.2022 N152) не содержат ограничений в части структуры и формата средства идентификации транспортной упаковки.

В настоящее время п. 9 Инструкции о порядке маркировки товаров содержит ограничение в части формата представления средства идентификации транспортной упаковки в виде кода SSCC (Serial Shipping Container Code).

Новая редакция п. 9 Инструкции о порядке маркировки товаров предусматривает возможность формирования средства идентификации транспортной упаковки в соответствии с международными стандартами GS1 (подп. 1.6 постановления N 23).

Все положения постановления N 23, за исключением требований к уполномоченным складам и их владельцам, вступают в силу с 18.08.2023 (п. 2 постановление N 23).

Татьяна Николаевна Кушнер, экономист

Источник: Ilex.

Возврат к списку