Домашняя страница / О компании / Новости

По пути сближения

Какие изменения ожидаются в таможенном законодательстве ЕАЭС и как Беларусь развивает логистику со странами дальней дуги — эти и другие темы обсуждали на днях участники XVI Международной научно-практической конференции «Перспективы развития таможенного законодательства: баланс доверия и контроля» в Минском международном выставочном центре «БелЭкспо».
Лимит в 200 евро

Международная конференция, которая проводится ежегодно в преддверии Дня таможенника, стала эффективной площадкой для диалога. Мероприятие в этом году значимо еще и потому, что Беларусь председательствует в органах Евразийского экономического союза, отметил председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский, открывая конференцию. Он напомнил, что Президент Беларуси Александр Лукашенко ранее определил ключевые направления, требующие особого внимания на пространстве союза. Первое — непрерывное совершенствование логистических цепочек для обеспечения беспрепятственной доставки товаров. Второе — оперативное реагирование на внешнюю агрессивную тарифную политику. Оба аспекта нашли свое отражение в докладах участников конференции.
Отдельное внимание Владимир Орловский предложил уделить обсуждению электронной торговли:

— Важный вопрос в этом тренде: будет ли порог беспошлинного ввоза товаров в рамках электронной торговли? Предлагается лимит в 200 евро. Возникают опасения, смогут ли обычные импортеры конкурировать с потоком товаров электронной торговли, не подорвет ли введение лимита их деятельность и деятельность отечественного производителя товаров, схожих с ввозимыми.

Владимир Орловский также обратил внимание на существующие проблемы, требующие скорейшего решения, — лжетранзит, проблему недоставок, выгрузки товаров по пути следования, фиктивного закрытия доставки. 

По его словам, кроме выявления нарушений, нужно думать об ответственности для систематических нарушителей, например тех, кто в крупных объемах занижает таможенную стоимость товаров или ввозит их под видом товаров для личного пользования.

В повестку конференции внесла коррективы ситуация на белорусско-польской границе. Председатель ГТК прокомментировал:

— В этом году оставалось лишь 18 процентов грузопотока через нашу границу в ЕС, остальные 82 процента товаров движутся через наших друзей — Российскую Федерацию и Казахстан. Если тренд на закрытие границы западными соседями сохранится, то будем дальше переориентироваться на Восток.

Перевозчикам в этом случае придется корректировать свою работу.
Единая система таможенного транзита

Много говорилось о цифровизации в таможенной сфере, и это понятно: таможни стран ЕАЭС движутся быстрыми темпами по пути перевода всех документов, процедур и операций в цифровую сферу. Так, средний уровень автовыпуска, то есть выпуска таможенной декларации без участия сотрудника таможни, в странах ЕАЭС уже составляет около 40 процентов. Такую цифру озвучил в своем выступлении член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Руслан Давыдов. По его словам, в существующих реалиях крайне важна скорость перемещения товаров. Здесь нужно учитывать лучшие мировые практики, считает министр:

— Необходимо выстраивать отношения с внешними партнерами для информационного обмена, прозрачности всех цепочек поставок. Понимаем, что на сегодняшний день от Запада этого ожидать не приходится. Наоборот, рестрикции, санкции, незаконное перекрытие границ... Нужно всем подумать, чем можно помочь в этой непростой ситуации, как сгладить углы, компенсировать незаконные санкции за счет таможенных процедур.
Многие государства уже применяют в своей деятельности искусственный интеллект для контроля за перемещением грузов. В частности, Беларусь и Россия используют навигационные пломбы для отслеживания отдельных видов автоперевозок — алкогольной продукции, табачных изделий, дорогостоящих товаров, опасных грузов. С 1 октября этот перечень расширится.

С помощью навигационных пломб уже осуществлено 62 тысячи перевозок по территории Союзного государства. Эту практику планируется расширить на территорию ЕАЭС с учетом готовности всех национальных операторов. Министр пояснил, что запуск соглашения по использованию навигационных пломб станет первым шагом на пути создания единой системы таможенного транзита.

Отвечая на вопрос о планируемых новациях в законодательстве, Руслан Давыдов анонсировал, что в ЕЭК рассчитывают в этом году завершить работу над поправками в Таможенный кодекс. По его словам, в ЕАЭС работают над тем, чтобы сделать процессы еще более комфортными для всех участников:

— Планируем закончить работу по первому пакету поправок в Таможенный кодекс. Надеемся, удастся преодолеть последние разногласия между сторонами и до конца года отправить документ на внутригосударственные процедуры согласования. Пакет новаций очень важный, в нем около 600 поправок. Новое законодательство будет направлено в первую очередь на ускорение движения товаров и облегчение условий ведения бизнеса в ЕАЭС.

В Таможенном кодексе появится новая глава. Она касается электронной торговли, а именно — устанавливает порядок и условия ввоза на таможенную территорию товаров таким способом. Речь идет о создании уполномоченного оператора электронной торговли, упрощенной форме декларации, единых беспошлинных порогах и плоской шкале налогообложения. Эти инструменты позволят упорядочить трансграничную онлайн-торговлю. Когда завершатся процедуры ратификации, норма заработает для всех стран «пятерки».
Ставка — на страны дальней дуги

Беларусь активно развивает логистику дальней дуги. Интерес нашей страны к азиатскому и ближневосточному направлению растет. Оно может сыграть важную роль в консолидации грузоперевозок со странами дальней дуги. Речь о государствах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Среди них — Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Куба, Пакистан, ЮАР и Индия.

У Беларуси уже есть опыт поставок товаров в Африку, в том числе в ЮАР, Египет, Зимбабве, Нигерию и др. Организуются грузоперевозки в среднеазиатские государства: Кыргызстан, Грузию, Армению, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан. Среди новых интересных маршрутов — Индия, Иран и Пакистан. В частности, Беларусь участвует в развитии транспортного коридора «Север — Юг», по которому следуют грузы из Индии и со Среднего Востока в ЕАЭС, в том числе в нашу страну.

Со временем привлекательность новых коридоров может повыситься. Не последнюю роль в этом сыграл «Белтаможсервис». Он стал консолидировать заявки на перевозку грузов по железным дорогам до морских портов, паромов и портовых терминалов и железнодорожных станций. Затем товары отправляют в страны назначения.

За три месяца на нашем счету 15 успешных доставок для стран дальней дуги. Самое главное — мы наработали компетенции и можем предложить компаниям интересные логистические решения, — отметил гендиректор «Белтаможсервиса» Дмитрий Коваленок.

Важным звеном в логистической цепочке со странами дальней дуги может быть Пакистан. Осенью прошлого года он стал участником нового мультимодального коридора Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан — порты Индийского океана. Для Беларуси это возможность выйти на новые рынки через пакистанские порты.

Подробнее – в материале газеты «Рэспубліка» и на сайте SB.BY.

Возврат к списку