Домашняя страница / О компании / Новости

СБ: Благоприятные условия для работы бизнеса и безбарьерная среда: как в ЕАЭС развивается логистика

Маршрут перестроен
Беларусь с 1 января 2025 года уже в третий раз принимает председательство в органах Евразийского экономического союза. В этой связи Глава государства Александр Лукашенко в качестве председателя Высшего Евразийского экономического совета направил обращение главам государств — членов Евразийского экономического союза. Президент среди прочего заявил о необходимости завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать бесшовные и безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства — члены ЕАЭС. Узнали, как сегодня выстроена логистика на евразийском пространстве и какие альтернативные маршруты прорабатываются.
Идти своим путем
В последние годы заметно трансформировалась транспортно-логистическая система в нашем регионе. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сейчас для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них — Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север — Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023-го и достигнет 30 млн тонн.
— На транспортный коридор «Север — Юг» возлагаются надежды по перестройке всех евразийских маршрутов. При этом оценивается возможность создания нового коридора, связывающего Беларусь, Россию, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан, — сообщил заместитель председателя правления — главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров. — Восточный маршрут МТК «Север — Юг» — это главная меридиональная артерия Центральной Азии. Мы ожидаем роста его доли с 10 до 16 процентов к 2030 году благодаря новым контейнерным сервисам и реализации инициативы по грузовому сообщению Челябинск — Болашак — Иран.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по Восточному маршруту МТК «Север — Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Очевидные преимущества
Сегодня по воде Европу и Азию связывают только два пути: через Суэцкий канал и по северным морям. Расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тысяч морских миль, а через Гибралтар и Суэцкий пролив — 12,5 тысячи. Эксперты подсчитали, что при благоприятных условиях путь из Европы в тот же Китай по Северному морскому пути займет 25 дней и судно израсходует примерно 600 тонн топлива. Альтернативный же маршрут продлится более месяца. На это понадобится уже 900 тонн топлива. Это дороже, чем путь через Арктику, в среднем на один миллион долларов.
И еще. Северный морской путь гораздо удобнее пути через Суэцкий канал. Не взимается плата за проход по каналу и, что важно, нет очередей. Все это делает его привлекательным и для Беларуси. Он позволяет сократить на 40 процентов временные издержки при доставке товаров из Китайской Народной Республики и в обратном направлении по сравнению с привычным южным маршрутом. К слову, недавно страновой офис госкорпорации «Росатом» в Республике Беларусь — ООО «Русатом Бел» — и республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» подписали меморандум о партнерстве и стратегическом сотрудничестве. Директор странового офиса Станислав Левицкий заявил, что партнерство дает ощутимые преимущества для обеих сторон, способствует качественному улучшению услуг в логистической сфере и придаст новый импульс развитию в этом направлении между странами:
— Мы являемся крупнейшим интегратором по тематике логистики. Подписанное соглашение позволит организовать физическое перемещение грузов по Северному морскому пути. Это позволит снизить расходы белорусской стороны и открыть новые рынки. На рынок Юго-Восточной Азии Северный морской путь — самый короткий транспортный коридор. Это позволяет обеспечить логистический суверенитет. Мы не пользуемся инфраструктурой недружественных партнеров.
Кстати, 2024-й стал рекордным по объему грузоперевозок по Северному морскому пути. По данным госкорпорации «Росатом», грузопоток в прошлом году составил без малого 37,9 млн тонн. Также было совершено рекордное количество транзитных рейсов — 92, поставлен рекорд по транзитным грузам — более 3 млн тонн.
Синергетический эффект
Евразийский регион охватывает огромную территорию, и у каждой страны своя транспортная сеть. Но в современных геополитических условиях эксперты все больше говорят о развитии связанности маршрутов, чтобы обеспечить бесшовную логистику и удобное пересечение границ. Именно поэтому сегодня активно продвигается концепция евразийской транспортной сети. Председатель правления ЕАБР Николай Подгузов отметил, что основная предпосылка концепции заключается в том, что соединение транспортных коридоров «Восток — Запад» и «Север — Юг» порождает синергию:

— Международные транзитные перевозки, по нашим прогнозам, могут увеличиться на 40 процентов именно за счет взаимосвязи коридоров. Это создает новые возможности для логистики, новые маршруты и сквозные тарифы. И это исторический шанс для Центральной Азии стать транспортным перекрестком Евразии.

По его словам, стратегией ЕАБР до ¬2026-го предполагается усиление роли банка в Центральной Азии:
— Мы ежегодно выделяем около 2 миллиардов долларов на проекты устойчивого развития. В 2023 году доля ЕАБР в общем объеме несуверенного финансирования в Центральной Азии составила 34 процента. ЕАБР структурирует и финансирует ряд ключевых масштабных инвестиционных проектов в таких областях, как евразийская транспортная сеть, центральноазиатская энергетика и водные ресурсы, продовольственная безопасность. Эти мероприятия помогут решить структурные проблемы региона.
Источник: СБ. Беларусь сегодня.
Полную версию статьи читайте по ссылке.

Возврат к списку