Домашняя страница / О компании / Новости
Вадим ВАЗЮРО, начальник главного управления развития и продаж РУП «Белтаможсервис»
Республика Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтии. Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации Запад – Восток и Север – Юг.
Согласно статистике Государственного пограничного комитета, в 2020 году в Республику Беларусь въехало в транзитном направлении порядка 1,5 млн грузовых машин (выехало около 1,3 млн). По данным Национального статистического комитета Беларуси, автомобильным транспортом в 2020 году через нашу страну перевезено 159,8 млн тонн грузов.
Формирование общей границы Евразийского экономического союза оказывает влияние на повышение транзитного потенциала Беларуси и создает возможности для экспорта логистических услуг. Наличие транспортных коммуникаций, обладающих значительной пропускной способностью в международном и республиканском сообщении, реализация современных технологий перемещения товаров, хороший уровень контейнеризации позволяют достичь высокого качества логистического процесса, обеспечить скорость доставки и сохранность грузов в пути следования.
За 2020 год железнодорожным транспортом через Беларусь перевезено 124,9 млн тонн грузов, 1 млн TEU. Ежедневно пропускается до 10 контейнерных поездов.
На начало 2021 года в Беларуси функционирует 58 логистических центров, 11 из них оказывают приоритетно транспортно-логистические услуги, 17 выполняют оптово-логистические (дистрибуционные, распределительные) функции. Остальные терминалы сконцентрировали усилия на оказании складских услуг и услуг по обработке грузов.
Склады временного хранения, таможенные склады открыты на территории 21 логистического центра, работающих в основном в Минском регионе.
Из 58 логистических центров у 17 государственная форма собственности. Остальные созданы с участием национальных и иностранных инвесторов. 18 логистических центров – мультимодальные.
Ряд из них либо сдают складские площади (полностью или частично – без определения «якорного» арендатора) в аренду третьим лицам без оказания им каких-либо услуг, либо организовали на этих площадях хозяйственную деятельность производственного или сервисного характера.
С учетом географического расположения Республики Беларусь, безусловно, в развитии транзитных возможностей страны важную роль играют приграничные транспортно-логистические терминалы. Всего в стране 5 таких терминалов.
Справочно: РУП «Белтаможсервис» имеет 8 современных транспортно-логистических центров, два из которых являются приграничными: ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2» и ТЛЦ «Каменный Лог – Белтаможсервис». Оба терминала введены в эксплуатацию в рамках реализации Программы развития логистической системы Республики Беларусь.
Приграничные терминалы являются средством достижения эффективного функционирования логистической системы Республики Беларусь как транзитного государства по ряду причин:
– возможность организации на данных мощностях консолидационных хабов обработки транзитных товаропотоков;
– оказание перевозчикам качественных логистических услуг при транзитных перевозках в направлении ЕС – РФ – Китай и обратном направлении;
– оказание услуг маркировки, сортировки и иной терминальной обработки товаров;
– возможность организации перецепок;
– возможность организации и осуществления контрольных функций таможенных органов на приграничных терминалах, что ведет к снижению нагрузки на РПТО и, как следствие, повышению пропускной способности;
– оптимальное применение бестранзитной технологии.
На примере транспортно-логистических центров РУП «Белтаможсервис» можно оценить преимущества таковых с учетом их расположения.
ТЛЦ «Брест – Белтаможсервис-2» – современный логистический центр, который располагается в 500 м от одного из крупнейших республиканских пунктов таможенного оформления «Козловичи». Терминал имеет общую площадь крытых складов свыше 16 тыс. м2, площадь складской инфраструктуры свыше 30 тыс. м2 и способен разместить на открытой площадке 180 транспортных средств. Емкость стеллажной системы – 12 тыс. палето-мест
Терминал оснащен современным оборудованием для складской обработки, холодильными камерами (температурный режим от 0 °С до 10 °С) емкостью 832 палето-места для скоропортящихся товаров.
ТЛЦ «Каменный Лог – Белтаможсервис» располагается в 1,5 км от республиканского пункта пропуска «Каменный Лог». Терминал имеет общую площадь свыше 22 тыс. км2, площадь крытых складов – 2,5 тыс. м2. Сегодня готовится проектно-сметная документация для строительства второй очереди складского комплекса.
С июня на мощностях терминала функционирует зона ожидания с системой электронной очереди в пункте пропуска «Каменный Лог». Современные технические средства позволяют оказывать качественный сервис по складской обработке и хранению товаров.
Специалисты РУП «Белтаможсервис» оказывают полный спектр логистических услуг: таможенный представитель, поручительство перед таможенными органами, предоставление финансовой гарантии на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем по территории Европейского союза (Т1), электронное предварительное информирование таможенных органов, ТЭД.
Кроме того, возможно оказание комплексных логистических услуг по транзитной обработке грузов, выполнение погрузо-разгрузочных работ любой сложности и услуг по консолидации, хранению и сортировке грузов, осуществление операций по маркировке различных товаров (например, обуви, автомобильных покрышек), а также по маркировке акцизными марками алкогольной продукции.
За 2019 год было промаркировано свыше 1,79 млн единиц алкогольной продукции, в 2020 году – более 2,49 млн. Наблюдается рост оказания услуг по маркировке контрольными (идентификационными) знаками: в 2019 году промаркировано 598,8 тыс. единиц товара, в 2020-м – 851,6 тыс.
На всех терминалах есть оборудование для маркировки товаров контрольными знаками по технологии datamatrix, оборудование для маркировки алкогольной продукции акцизными марками в соответствии с требованиями ЕГАИС (помарочный учет), технические средства для обработки и сортировки товаров категории second hand.
С целью расширения объема оказываемых услуг по маркировке товаров в ТЛЦ предприятия осуществляется маркировка акцизными марками алкогольной продукции, следующей в Российскую Федерацию, в соответствии с требованиями учета ЕГАИС. Время оклейки партии алкоголя объемом 30 тыс. бутылок не превышает одних суток.
Следует отметить основные направления развития и совершенствования приграничных терминалов предприятия:
1. Принимая во внимание значительный объем грузов, который перемещается железнодорожным транспортом, и отсутствие специализированного приграничного логистического центра в Республике Беларусь, который мог бы оказывать услуги в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, будет прорабатываться вариант организации мультимодального терминала.
2. Планируется максимальное задействование складской инфраструктуры вблизи РПТО «Козловичи» с целью оказания услуг по перецепке/перевалке для транзитных грузов.
3. Прорабатываются вопросы строительства ТЛЦ вблизи Витебска, изучаются варианты оказания складских услуг в Браславском регионе (вблизи РПТО «Урбаны»).
4. В планах строительство/аренда транспортно-логистического центра в Минском регионе с возможностью обработки грузов, прибывающих железнодорожным транспортом.