Новый Таможенный кодекс ЕАЭС радикально переформатирует институт уполномоченного экономического оператора, пояснили в Департаменте таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии.
Одна из главных новелл Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС – выдача свидетельств уполномоченного экономического оператора (УЭО) трех типов, для каждого из которых конкретный перечень условий включения в реестр, а также набор специальных упрощений.
Базовым для получения свидетельства первого типа будет предоставление обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора на сумму, эквивалентную не менее одному миллиону евро. При этом в отношении положительно зарекомендовавшего себя УЭО предусмотрен механизм последующего снижения финансовой нагрузки. На третий год обеспечение уменьшается до 700 тыс. евро в эквиваленте, на пятый – до 500 тыс., с шестого года – до 300 тыс., если действие свидетельства не приостанавливалось в течение шести лет, то с седьмого года – 150 тыс. евро. Для получающего свидетельство второго типа вместо обеспечения обязанностей уполномоченного экономического оператора появляется критерий соответствия финансовой устойчивости юридического лица определенному значению. Претендент на включение в реестр УЭО с выдачей свидетельства третьего типа должен будет проработать не менее двух лет, имея свидетельство первого или второго типа.
Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, у УЭО было только четыре упрощения: временное хранение товаров на территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связных с выпуском товаров, на территориях УЭО, иные упрощения, определенные таможенным законодательством Союза. Теперь перечень расширен до 17 предоставляемых УЭО специальных упрощений, которые скомпонованы по типам свидетельств.
Первый тип свидетельства дает право на получение в основном специальных упрощений, связанных с совершением таможенных операций:
– прибытие, убытие, таможенное декларирование и выпуск товаров в первоочередном порядке;
– непредставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита либо при их выпуске до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений или до получения результатов таможенной экспертизы;
– выпуск товаров до подачи декларации;
– проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;
– признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных уполномоченным экономическим оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части;
– неустановление маршрута перевозки в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором;
– приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;
– осуществление перевозчиком, являющимся УЭО, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.
Второй тип свидетельства предоставляет упрощения не только при совершении таможенных операций, но и при проведении таможенного контроля:
– временное хранение товаров УЭО на территориях УЭО;
– доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную на территории УЭО, совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита и выпуск товаров УЭО, в отношении товаров, находящихся на территории УЭО;
– проведение таможенного контроля на территориях УЭО;
– совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена;
– проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;
– применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами;
– непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений или до получения результатов таможенной экспертизы;
– выпуск товаров до подачи декларации на товары.
Данный тип свидетельства будет наиболее востребованным у производственников, прежде всего экспортеров, которые желают снизить издержки, связанные с хранением товаров и их идентификацией, так как все операции будут осуществляться на собственных площадках.
Свидетельство третьего типа дает право УЭО пользоваться всем набором специальных упрощений, предусмотренных для свидетельств первого и второго типа.
Таможенным кодексом Таможенного союза определялось, что специальные упрощения может применять только декларант товаров. ТК ЕАЭС такого ограничения не содержит. Право пользоваться специальными упрощениями будет предоставляться как декларантам товаров, так и лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, либо деятельность по перевозке товаров, что соответствует международным стандартам таможенного администрирования.
Еще одно нововведение по сравнению с нормами прежнего ТК ТС – право пользоваться специальными упрощениями на всей территории Союза.
Вместе с тем надо понимать, что сохраняющийся «принцип резидентства» даже в условиях распространения возможности применения специальных упрощений на всей таможенной территории ЕАЭС не позволит применять повсюду, в частности, такое упрощение, как выпуск товаров до подачи таможенной декларации. При этом такое упрощение как не предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру транзита и первоочередной порядок совершения таможенных операций можно будет применять на всей таможенной территории Союза даже в условиях сохраняющегося «принципа резидентства».
Источник: www.baif.by