Выезжаем по сигналу
Успешный опыт Беларуси и России по применению навигационных пломб при перевозке грузов будет использован для внедрения на всей территории Евразийского экономического союза в следующем году. Об этом «СОЮЗу» рассказали представители транспортно-логистического центра «Брест-Белтаможсервис-2». Как организована работа с навигационными пломбами, корреспонденты смогли ознакомиться в одном из ключевых логистических узлов на западной границе Беларуси.
Взять за образец
Система отслеживания перевозок с применением навигационных пломб будет запущена на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в феврале 2026 года. Беларусь и Россия имеют большой опыт применения навигационных пломб и фактически стали драйверами внедрения его механизма в ЕАЭС, рассказали в ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2». Свои системы отслеживания движения товаров Беларусь и Россия запустили почти синхронно в 2020-м. А с января 2025 года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. В настоящее время навигационные пломбы обязательны для ввозимых из третьих стран товаров, таких как алкоголь, табак, меховые изделия, электроника и опасные грузы. В Беларуси национальным оператором отслеживания перевозок назначено РУП «Белтаможсервис», а в России — ООО «Центр развития цифровых платформ».
Внедрение навигационных пломб является важным шагом в формировании новой транспортно-логистической инфраструктуры, отметил директор Брестского филиала РУП «Белтаможсервис» Виталий Балдовский. Он подчеркнул, что это повышает безопасность транзитных перевозок и упрощает контроль за перемещением товаров.
Заглянем в черный ящик
Навигационная пломба — это устройство, которое обеспечивает онлайн-отслеживание груза на всем маршруте перевозки, начиная с момента его навешивания и до снятия. Пломба — бесшовное устройство, то есть на всем пути следования не перевешивается. Наложенное в одной стране, оно будет действовать и в другой, что упрощает процесс транспортировки. Подзаряжается электронная пломба с помощью солнечной батареи, и, как нас заверили, такой зарядки хватит, чтобы, например, доставить груз от Бреста до Владивостока.
Представители ТЛЦ показывают, как устанавливается пломба. С виду она похожа на небольшой черный ящик, а сам процесс занимает практически пару минут. Навешивается она на двери фуры.
«Быстро и просто. Теперь пломба будет не только фиксировать местоположение груза, но и предупреждать о попытках несанкционированного доступа к грузовому отсеку, что минимизирует риски кражи и хищения, — говорит Виталий Балдовский. — Данные о перемещении груза передаются в специализированную информационную систему, и собственник, так же как и таможенные службы, может наблюдать в приложении за маршрутом, отслеживать попытки снятия или взлома пломбы, потерю сигнала».
По словам Виталия Балдовского, если водитель свернул с дороги или слишком долго стоит на месте, владельцу также приходит уведомление. Когда транспортное средство прибывает на место назначения, пломбу снимают.
Ожидание с комфортом
Подъезжая к транспортно-логистическому центру, мы увидели большие очереди из фур на обочине. Ситуация с очередями на белорусско-польской границе пока остается сложной, с сожалением пояснили нам в ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2». Поляки по-прежнему работают вполсилы, заставляя даже своих граждан томиться в ожидании оформления на въезд в Евросоюз. Сейчас в очереди на белорусской стороне ожидают около трех тысяч фур, а в пиковые дни доходило до четырех тысяч. По словам Виталия Балдовского, делается все, чтобы водителям было максимально комфортно и безопасно ждать своей очереди. Для них введена электронная очередь, водителю теперь нет необходимости постоянно сидеть в машине. Все зарегистрированы, и по мере продвижения их вызывают в пункт пропуска.
А с нового года здесь должно стать еще комфортнее: появится зона ожидания на 800 фур. Оборудуют круглосуточное кафе на 30 столиков, санузлы, душевые и прачечную. За своей очередью можно будет следить на четырех электронных табло. Мы заглянули на стройку — зона ожидания действительно впечатляет. Как нам пояснили, 21 гектар земли — это территория почти в 30 футбольных полей.
Брестский филиал «Белтаможсервис» является отправной точкой экспортно-импортных и транзитных грузопотоков в международных транспортных коридорах. Развитая инфраструктура, оптимальная организация рабочих и логистических процессов, грамотное использование финансовых средств позволили Брестскому филиалу «Белтаможсервис» занять лидирующие позиции в логистической отрасли региона. В настоящее время ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2» — это мультимодальный логистический комплекс на 15 тысяч квадратных метров. Здесь предоставляют складские услуги: хранение, консолидацию, деконсолидацию грузов, в том числе и транзитных. Выполняются перевалка с одного транспортного средства на другое, перецепка, упаковка, сортировка, маркировка товаров. Есть холодильные камеры, присутствуют ветеринарная и фитосанитарная службы. На площадке транспортно-логистического центра можно размещать одновременно более 100 машин.
Пресс-тур «Обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства» был организован Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь при поддержке МИД Беларуси и Брестского облисполкома.