Домашняя страница / О компании / Новости

Основные тренды развития транспортно-логистической отрасли при организации грузоперевозок

Вадим ЗУБОВИЧ, начальник отдела логистики Минского филиала РУП «Белтаможсервис»

4569.jpg

Логистическую и транспортно-экспедиционную деятельность в Республике Беларусь регулируют более 70 различных как по уровню принятия, так и по степени влияния нормативных правовых актов, которые определяют гражданско-правовые отношения субъектов хозяйствования, деятельность различных видов транспорта, таможенное и пограничное администрирование, инвестиционное, земельное и налоговое законодательство, деятельность в свободных экономических зонах, регулирование местных органов власти.

Развитие логистической системы предполагает оптимизацию участия государства и субъектов экономической деятельности в формировании правовых, экономических и иных отношений на рынке товародвижения.

Основными проектами, формирующими перспективную логистическую систему республики, являются:

развитие рынка логистических услуг, способствующих максимальной реализации принципа мультимодальности;

повышение транзитного потенциала путем вовлечения логистических операторов и инфраструктуры логистической системы республики в международные проекты товародвижения.

По прогнозам экспертов, наибольшее влияние на ведение логистического бизнеса в ближайшие годы окажет цифровизация, создавая условия для увеличения выручки за счет расширенного взаимо­действия с клиентами по цифровым каналам и снижения затрат по обслуживанию. При этом расширяются возможности для онлайн-маркетинга, снижаются бизнес­риски благодаря онлайн-платежам.

Сегодня активно предпринимаются действия в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: разрабатываются новые транспортные коридоры между ЕС и Китаем, вдоль которых модернизируются железные дороги, автотрассы, телекоммуникации и хабы, тем самым повышается интерес к новым направлениям бизнеса, не использовавшимся ранее из-за высоких логистических затрат. Происходит внедрение облачного хранения данных, технологии блокчейн, мобильной связи 5G, глобальных навигационных спутниковых систем, которые существенно повышают эффективность производства, сохранность цепочек поставок, снижают риск ошибок или мошенничества.

В современной логистике становится популярным предоставление возможности заказчику в режиме реального времени отслеживать перемещение его грузов, что повышает прозрачность перевозок. В складской логистике появились полностью автоматизированные склады. Применение беспилотных аппаратов в логистике существенно повышает эффективность работы предприятия и снижает издержки. По экспертной оценке, внедрение новейших технологий позволяет снизить расходы на грузоперевозки на 10–15 %.

Стоит отметить, что постановлением Совета министров от 02.02.2021 № 66 утверждена Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Предусматривается выполнение мероприятий по созданию (развитию) современной информационно­коммуникационной инфраструктуры, внедрению цифровых инноваций в отраслях экономики и технологий «умных городов», а также обеспечению информационной безопасности таких решений.

В части транспортно-логистической деятельности Государственная программа предполагает реализацию ряда мероприятий. Одно из них – создание интеграционной платформы национальной системы электронной логистики, которое в том числе включает:

разработку интеграционной платформы национальной системы электронной логистики;

разработку сервисов национальной системы электронной логистики, включая сервисы по применению электронного протокола весогабаритного контроля и электронного протокола результатов проверки органами транспортного контроля, обмену и контролю использования разрешений на международные автоперевозки;

разработку сервиса по проведению медицинского освидетельствования водителей автотранспортных средств дистанционно (включая профилактику коронавирусной инфекции COVID‑19);

разработку сервиса по применению электронной международной транспортной накладной (для автомобильного транспорта);

разработку модуля трансграничного информационного обмена.

В целом внедрение электронного документооборота (EDI) позволяет описать отдельные компоненты товарно­транспортных документов в виде набора электронных символов. Развитие коммуникационных средств и серверных систем привело к возможности регулярного обмена между участниками транспортного процесса всеми основными видами документов в электронной форме. Преимуществами использования EDI являются: упрощенная схема документооборота, предварительное оформление документов, быстрая передача данных, сокращение затрат на оформление документов, возможность информационного сопровождения груза до места назначения.

Сегодня происходит переход к использованию облачных технологий. Ожидается резкое повышение транспортной логистики за счет единого хранения таможенных деклараций в облаке. Огромное значение для повышения эффективности логистики имеет штриховое и электронное кодирование товаров (RFID – Radio Frequency Identification), а особенно их упаковок, которое позволяет в любой момент определять местонахождение и идентифицировать товары. Внедрение этой системы позволяет осуществлять:

однозначную идентификацию грузовых единиц (палет, контейнеров и др.) на протяжении всей цепи поставки;

оперативный и достоверный ввод и получение информации о продукте, грузовой единице, упаковке и т. п.;

мониторинг и контроль над продвижением продукции;

автоматизированную электронную обработку документов;

автоматизированный учет наличия, движения и расходования товаров;

снижение затрат, упрощение и ускорение процедуры сбора, обработки и выполнения заказов потребителей и процедуры управления запасами.

Одной из удачных концепций в реализации интернет­технологий представляется создание информационно-логистических центров (ИЛЦ), которые служат базовыми элементами в обслуживании международных транспортных коридоров.

Также для использования всех вариантов цифровизации и соответствия мировым стандартам в Республике Беларусь широко применяются следующие технологии:

QR-код – двухмерный штрих-код быстрого отклика. Его основное преимущество в легком распознавании зашифрованной в нем информации;

электронные накладные как вариант снижения издержек бизнеса;

АС «Электронная перевозка» – в качестве документооборота СМГС-накладных и иных документов.

Источник: Таможенный вестник №9

Возврат к списку