Домашняя страница / О компании / Новости
Вадим ЗУБОВИЧ, начальник отдела логистики Минского филиала РУП «Белтаможсервис»
Логистическую и транспортно-экспедиционную деятельность в Республике Беларусь регулируют более 70 различных как по уровню принятия, так и по степени влияния нормативных правовых актов, которые определяют гражданско-правовые отношения субъектов хозяйствования, деятельность различных видов транспорта, таможенное и пограничное администрирование, инвестиционное, земельное и налоговое законодательство, деятельность в свободных экономических зонах, регулирование местных органов власти.
Развитие логистической системы предполагает оптимизацию участия государства и субъектов экономической деятельности в формировании правовых, экономических и иных отношений на рынке товародвижения.
Основными проектами, формирующими перспективную логистическую систему республики, являются:
развитие рынка логистических услуг, способствующих максимальной реализации принципа мультимодальности;
повышение транзитного потенциала путем вовлечения логистических операторов и инфраструктуры логистической системы республики в международные проекты товародвижения.
По прогнозам экспертов, наибольшее влияние на ведение логистического бизнеса в ближайшие годы окажет цифровизация, создавая условия для увеличения выручки за счет расширенного взаимодействия с клиентами по цифровым каналам и снижения затрат по обслуживанию. При этом расширяются возможности для онлайн-маркетинга, снижаются бизнесриски благодаря онлайн-платежам.
Сегодня активно предпринимаются действия в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: разрабатываются новые транспортные коридоры между ЕС и Китаем, вдоль которых модернизируются железные дороги, автотрассы, телекоммуникации и хабы, тем самым повышается интерес к новым направлениям бизнеса, не использовавшимся ранее из-за высоких логистических затрат. Происходит внедрение облачного хранения данных, технологии блокчейн, мобильной связи 5G, глобальных навигационных спутниковых систем, которые существенно повышают эффективность производства, сохранность цепочек поставок, снижают риск ошибок или мошенничества.
В современной логистике становится популярным предоставление возможности заказчику в режиме реального времени отслеживать перемещение его грузов, что повышает прозрачность перевозок. В складской логистике появились полностью автоматизированные склады. Применение беспилотных аппаратов в логистике существенно повышает эффективность работы предприятия и снижает издержки. По экспертной оценке, внедрение новейших технологий позволяет снизить расходы на грузоперевозки на 10–15 %.
Стоит отметить, что постановлением Совета министров от 02.02.2021 № 66 утверждена Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Предусматривается выполнение мероприятий по созданию (развитию) современной информационнокоммуникационной инфраструктуры, внедрению цифровых инноваций в отраслях экономики и технологий «умных городов», а также обеспечению информационной безопасности таких решений.
В части транспортно-логистической деятельности Государственная программа предполагает реализацию ряда мероприятий. Одно из них – создание интеграционной платформы национальной системы электронной логистики, которое в том числе включает:
разработку интеграционной платформы национальной системы электронной логистики;
разработку сервисов национальной системы электронной логистики, включая сервисы по применению электронного протокола весогабаритного контроля и электронного протокола результатов проверки органами транспортного контроля, обмену и контролю использования разрешений на международные автоперевозки;
разработку сервиса по проведению медицинского освидетельствования водителей автотранспортных средств дистанционно (включая профилактику коронавирусной инфекции COVID‑19);
разработку сервиса по применению электронной международной транспортной накладной (для автомобильного транспорта);
разработку модуля трансграничного информационного обмена.
В целом внедрение электронного документооборота (EDI) позволяет описать отдельные компоненты товарнотранспортных документов в виде набора электронных символов. Развитие коммуникационных средств и серверных систем привело к возможности регулярного обмена между участниками транспортного процесса всеми основными видами документов в электронной форме. Преимуществами использования EDI являются: упрощенная схема документооборота, предварительное оформление документов, быстрая передача данных, сокращение затрат на оформление документов, возможность информационного сопровождения груза до места назначения.
Сегодня происходит переход к использованию облачных технологий. Ожидается резкое повышение транспортной логистики за счет единого хранения таможенных деклараций в облаке. Огромное значение для повышения эффективности логистики имеет штриховое и электронное кодирование товаров (RFID – Radio Frequency Identification), а особенно их упаковок, которое позволяет в любой момент определять местонахождение и идентифицировать товары. Внедрение этой системы позволяет осуществлять:
однозначную идентификацию грузовых единиц (палет, контейнеров и др.) на протяжении всей цепи поставки;
оперативный и достоверный ввод и получение информации о продукте, грузовой единице, упаковке и т. п.;
мониторинг и контроль над продвижением продукции;
автоматизированную электронную обработку документов;
автоматизированный учет наличия, движения и расходования товаров;
снижение затрат, упрощение и ускорение процедуры сбора, обработки и выполнения заказов потребителей и процедуры управления запасами.
Одной из удачных концепций в реализации интернеттехнологий представляется создание информационно-логистических центров (ИЛЦ), которые служат базовыми элементами в обслуживании международных транспортных коридоров.
Также для использования всех вариантов цифровизации и соответствия мировым стандартам в Республике Беларусь широко применяются следующие технологии:
QR-код – двухмерный штрих-код быстрого отклика. Его основное преимущество в легком распознавании зашифрованной в нем информации;
электронные накладные как вариант снижения издержек бизнеса;
АС «Электронная перевозка» – в качестве документооборота СМГС-накладных и иных документов.
Источник: Таможенный вестник №9