Вопрос безопасности перевозчиков в европейских странах «встал ребром»: статистика указывает на увеличение числа краж грузов, нелегальные иммигранты давно перестали быть безобидными переселенцами, а террористическая атака в Берлине показала, что появилась необходимость заботиться не только о сохранности грузов. Как к этим фактам относятся перевозчики и организации, защищающие их интересы?
Безопасность перевозчиков и грузов – проблема, которая появилась одновременно с изобретением колеса. В наши дни об этой проблеме напоминают «набирающие обороты» похитители грузов и нахлынувшие в Европу нелегальные иммигранты. Беженцы, стремящиеся попасть в Великобританию и Швецию, совершают тысячи нападений на движущиеся в этих направлениях грузовые автомобили. В результате перевозчики теряют не только грузы, но иногда даже и автомобили (например, вследствие поджогов, совершённых нелегалами). Однако, теракт, совершённый в Берлине накануне Рождества, наглядно показал, что перед перевозчиками встала новая угроза – угроза их собственной жизни. Это происшествие настолько потрясло польских перевозчиков, что они стали поспешно искать способы, как обезопасить своих водителей, однако, надежды на то, что они найдут действительно эффективный способ защиты, очень мало.
Как на эти известия реагируют литовские перевозчики? Появилось ли в их поведении на дорогах что-то новое? Стараются ли они отдыхать только на охраняемых площадках? Ищут ли какие-то способы самозащиты, или просто едут на работу со страхом стать жертвами тех или иных нападений?
Литовские перевозчики не чувствуют никаких изменений
Если вернуться к атаке в Берлине, то следует отметить, что грузовой автомобиль с погруженным полуприцепом, которым управлял покойный Лукаш Урбан, был захвачен в промышленной зоне столицы Германии. В этом районе нет специальных площадок для грузовых автомобилей, а по фотографиям с «Google Street View» видно, что полуприцепы, ожидающие разгрузки, припаркованы на обычной открытой площадке рядом с заводом «Thyssenkrupp» или прямо на улице. Судя по сообщениям в СМИ, на польского водителя, ростом в 180 см и весом в 130 кг, который шёл в ближайшую закусочную, напал небольшого роста, мелкого телосложения беженец из Туниса. Повреждения, обнаруженные на теле погибшего водителя, свидетельствуют о том, что он сопротивлялся, но был поражён ножом, а затем убит выстрелом из огнестрельного оружия.
Однако, перевозчики, с которыми беседовала редакция CargoNews.lt, утверждают, что эти события на специфику их работы никак не повлияли. Артурас Руткаускас, руководитель компании «Solotransa», говорит, что ни ухудшения, ни улучшения ситуации с безопасностью он не чувствует. «Кражи грузов совершались во все времена. В последнее время наша компания стала использовать в полуприцепах технические средства защиты – камеры и другое оборудование, поэтому краж грузов нам удаётся избежать», – говорит А. Руткаускас. Похожее мнение высказали и другие перевозчики. Они не видят причин для особого беспокойства.
Безопасные площадки – необходимость, но всё ещё редкая
Как правило, перевозчики стараются избегать неохраняемых или небезопасных площадок. Однако, в такие ситуации, в какой оказался погибший польский водитель, они попадают очень часто. Во всей Европе полно заводов и складов, расположенных в отдалённых, зачастую даже неосвещённых районах. Поблизости таких объектов нет охраняемых площадок, поэтому водителям приходится рисковать и останавливаться на отдых в таких небезопасных местах. Как сказали бы мусульмане – в таких случаях безопасность находится в воле Аллаха.
В этом отношении Литва тоже не исключение. По словам Дарюса Бивайниса, руководителя Отдела страхования грузов, техники и гарантий в компании «Ergo Lietuva», на площадке АЗС «Lukoil», расположенной недалеко от Каунаса (рядом с магистралью Каунас – Клайпеда) ни один водитель не может чувствовать себя в безопасности, так как ка этой площадке постоянно происходят кражи грузов.
Как бы водителям не хотелось чувствовать себя более безопасно, они, к сожалению, не могут себе позволить никаких средств самозащиты. «Виной тому» национальное законодательство отдельных европейских стран. В одних странах запрещено использовать огнестрельное оружие, в других – газовое, в третьих – электрошоковые устройства. Собеседники CargoNews.lt отметили, что в области самозащиты нет никаких новых решений. Одним из наиболее эффективных средств самозащиты продолжает оставаться такой древний инструмент, как монтировка. Вполне понятно, что транспортные менеджеры стараются подобрать для отдыха водителей охраняемые площадки, но, как уже говорилось, это возможно не всегда – по той причине, что таких площадок сравнительно мало. Для того, чтобы можно было предостеречься от взлома, водители на ночь плотно закрывают окна кабин автомобилей, а двери кабин изнутри закрепляют натянутыми ремнями. «Бороться с похитителями грузов можно, мы этому успешно учимся. Но средств защиты от вооружённых террористов ещё никто не изобрёл», – рассуждает А. Руткаускас. С другой стороны, как считает перевозчик, водители тоже должны подумать, где остановиться. Например, если в Великобритании водитель решит остановиться на отдых на обочине какой-нибудь магистрали, утром на тенте полуприцепа он непременно найдёт дыру в виде «смайлика». Таких проблем не будет, если водители будут останавливаться в более безопасных местах.
Грабители удвоили темпы своей «работы»
Отчёты, предоставляемые Международной организацией по борьбе с хищениями грузов (англ. TAPA — Transport Asset Protection Association), свидетельствуют о том, что за последние годы количество похищенных в европейских странах грузов выросло вдвое, а большинство похищений совершается именно в Великобритании. Вслед за Великобританией в этой печальной «очереди» выстроились Нидерланды, Германия и Швеция. Грабители «прибирают к рукам» всё – электронные приборы, продукты питания, косметику, одежду, игрушки, даже транспортные средства.
К сожалению, работающие в Европе водители-международники прекрасно знают, что их личную безопасность и сохранность груза не могут обеспечить даже охраняемые площадки. Как сообщает TAPA, в ноябре 2016 года на европейских охраняемых площадках было совершено 9 ограблений. Крупнейшая кража произошла в Великобритании – с охраняемой площадки был похищен груз компьютерной техники стоимостью в 842 тыс. евро.
Кроме того, в Великобритании появился новый способ хищения грузов – похищение с помощью приборов для блокировки сигнала пульта дистанционного ключа. Преступники поджидают грузовые автомобили на площадках, и в то время, когда водители закрывают автомобили дистанционным ключом, подключают блокирующее устройство. Водители нажимают на кнопку пульта и покидают автомобили в полной уверенности, что они закрыты. Редкий водитель подходит к кабине, чтобы убедиться, что двери на самом деле закрыты… Таким образом, преступники могут беспрепятственно проникнуть в машину, не оставляя никаких признаков взлома. К сожалению, в последнее время подобные случаи участились.
Условия безопасности перевозчиков должны улучшиться… Когда-нибудь…
Нельзя сказать, что эта проблема перевозчиков никому не известна. Безусловно, бороться с террористами могут только специально подготовленные службы, однако, можно порадоваться тому, что опасность, которую представляли нелегальные иммигранты в Кале, на сегодняшний день практически устранена. Усилиями французских властей «джунгли» в Кале были расчищены. С помощью ряда специальных мер безопасности французским властям удалось обуздать бывшее неконтролируемое положение на подступах к Кале. Правда, в последнее время в СМИ вновь появились сообщения о том, что в окрестностях этого порта опять образовалось, по меньшей мере, шесть лагерей беженцев, однако, перевозчики, с которыми беседовала редакция, сказали, что условия поездок в Великобританию нормализовались.
В Европе охраняемые площадки для грузовых автомобилей – всё ещё редкое явление. Международный союз автомобильного транспорта (IRU) в сотрудничестве с Европейской ассоциацией безопасных площадок (ESPORG — European Secure Parking Association) пытается решить эту проблему путём увеличения числа площадок, соответствующих необходимым стандартам безопасности. Европейским законодательством предусмотрено, что безопасные площадки должны быть оборудованы на всех магистралях европейского значения (1 безопасная площадка на 100 км таких магистралей). К сожалению, на сегодняшний день это требование с трудом выполняется даже в таких небольших странах, как страны Балтии. Строительству безопасных площадок не особенно помогает даже возможность воспользоваться финансовой поддержкой ЕС. То ли по инертности мышления, то ли по другим причинам, но сеть безопасных площадок расширяется далеко не в таких темпах и в таких объёмах, как этого хотелось бы перевозчикам. Поэтому остаётся лишь порадоваться тому, что официальные организации стараются проявлять инициативу, и не забывать, что позаботиться о личной безопасности и о сохранности грузов придётся самим.
Источник: cargonews.lt