Домашняя страница / О компании / Новости

Складов все больше, и они дешевеют

    Ввод в строй новых логистических центров продолжается на фоне снижения спроса и цен на услуги складской логистики. 
    Пополнение в строю
    За 2016 год совокупная площадь современных складских площадей классов А и В в целом по стране приросла примерно на 30 тыс. кв. м и по состоянию на февраль превысила 670 тыс. кв. м. В том числе на склады общего пользования приходится 520 тыс., временного хранения и таможенные склады — 107 тыс., низкотемпературные и склады-холодильники — 43 тыс. кв. м, отмечается в очередном исследовании, проведенном кафедрой логистики Международного университета «МИТСО».
    Наибольшую активность в этом сегменте недвижимости в минувшем году проявили логистические операторы. В СЭЗ «Могилев», в районе железнодорожной станции Луполово, СООО «СТЛ Логистик» ввело в эксплуатацию контейнерный терминал площадью 7,4 тыс. кв. м. На автодороге Р-76 в Могилеве открылся транспортно-логистический центр «Могилев-Белтаможсервис» площадью 3 тыс. кв. м. В районе пограничного перехода «Брузги» начал работу ТЛЦ «Бремино-Брузги» (14 тыс. кв. м) компании ООО «Влате Логистик». Еще один логцентр на 30 тыс. кв. м появился в д. Дроздово Минского района.
    Таким образом, по состоянию на февраль 2017 года в Беларуси работают 42 логистических центра, 19 из них созданы в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, остальные — вне этого документа.
    Как и ранее, самыми привлекательными для строительства логистических центров остаются пристоличный регион (МКАД, II и IX трансъевропейские транспортные коридоры) и Брестская область (вблизи границы с Польшей). В Минской области расположены 30 из 42 логцентров, в Брестской — 6. Двенадцать действующих центров являются государственными, шесть из них принадлежат РУП «Белтаможсервис». Остальные созданы за счет средств национальных и иностранных инвесторов.
Впрочем, пока совокупный сток современных складских помещений Беларуси в размере 0,67 млн кв. м все еще значительно отстает от показателей наших ближайших соседей. Для сравнения: только в районе Варшавы около 2,6 млн кв. м складов классов А и В, а по всей Польше — более 9 млн кв. м. В окрестностях Киева размещено более 2 млн кв. м складских площадей.
    Ждем новых объектов
    По прогнозам, к концу 2017 года площадь складов классов А и В в целом по стране увеличится еще на 40 тыс. кв. м и превысит 710 тыс. кв. м. В 2018-м сток может достигнуть 800 тыс., а в 2020-м — 900 тыс. кв. м.
    До конца нынешнего года РУП «Белтаможсервис» планирует сдать в эксплуатацию транспортно-логистический центр вблизи пункта пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе. На участке в 10 га предусмотрено строительство складских помещений площадью 18 тыс. кв. м, стоянки, пункта технического обслуживания автомобилей и гостиницы с объектом общественного питания.
ООО «Бремино Групп» анонсировало открытие в 2017 году ТЛЦ «Берестовица-Бремино» в районе пункта пропуска «Берестовица» на белорусско-польской границе. Площадь складских помещений превысит 5,7 тыс. кв. м. Планируется строительство гостиницы, а также административных зданий, включая пункт таможенного оформления.
    Эта же компания взялась возвести мультимодальный промышленно-логистический комплекс «Бремино-Орша» в поселке Болбасово Оршанского района.
На участке в 230 га должно разместиться 190 тыс. кв. м складских и 280 тыс. кв. м производственных площадей. В соответствии с указом от 21.07.2015 № 334 строительство этого крупного объекта будет вестись в три этапа и полностью завершится до 2023 года.
    Капризная конъюнктура
    Несмотря на резкое снижение инвестиционной привлекательности этого сегмента недвижимости, новые объекты вводятся в строй. Основными тенденциями 2016 года стали увеличение количества вакантных площадей и снижение спроса на логистические услуги, в том числе на ответственное хранение. Все это привело к падению ставок аренды и снижению стоимости услуг ответственного хранения, а также к демпингу со стороны некоторых операторов и девелоперов.
    Сейчас в Минске и Минском районе ставка арендной платы за 1 кв. м складской площади класса А составляет 5—7 евро, класса В — 4—5 евро, класса С — 2—3 евро (с НДС).     Цены несколько варьируются в зависимости от арендуемой площади, расположения объекта и транспортной доступности.
    Спрос на аренду складских помещений в 2016 году падал и сегодня отстает от предложения, поэтому вакантность ТЛЦ будет повышаться. Относительно благополучная ситуация наблюдается только на складах Минска и Минского района, расположенных на расстоянии не более 10 км от МКАД, — спрос на такие площади более-менее стабильный.
    Превышение предложения над спросом отмечается и по услугам ответственного хранения. Многие операторы демпингуют в надежде заполнить пустые палето-места.        Стоимость услуг ответственного хранения очень разнится и составляет в среднем 0,45 руб. (без НДС) за одну европалету в сутки. При значительных объемах хранения, а также по итогам тендеров стоимость услуг может упасть ниже 0,3 руб. (без НДС) за европалету в сутки. При такой конъюнктуре цен некоторые логистические операторы сосредоточились на сдаче площадей в аренду, поскольку зарабатывать на ответственном хранении становится все труднее.
    В зависимости от технического оснащения средняя цена склада на продажу составляет 700—800 долларов/кв. м (без учета стоимости земли). В эту сумму включаются, как правило, затраты, связанные с разработкой проекта, строительством, а также с техническим оснащением (без учета стеллажной системы, системы управления складом и складской техники).
    «Досье» логиста
    По состоянию на февраль 2017 года сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306-2013 прошли четыре субъекта хозяйствования: ООО «Евротибас», СП ООО «Транзит», ООО «Балтспед логистик» и ООО «Белсотра».
Внешнеторговые потоки обрабатывают: РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», РТЭУП «Белинтертранс — транспортно-логистический центр», СП ООО «Транзит», РУП «Национальный аэропорт Минск», ИЧЛУП «Влате Логистик» и ООО «Белсотра».
     Услуги логистического оператора оказывают: ЗАО «Поинт Логистик», ООО «Евротибас», ООО «Кэпитал Логистик», ОДО «Тут и Там Логистикс», ООО «Балтспед логистик», ООО «Современный логистический центр «Двадцать четыре».
Холодильное и морозильное оборудование задействовано на складах СООО «Морозпродукт», ООО «Хладокомбинат Хатежинский».
Современными контейнерными терминалами располагают: РТЭУП «Белинтертранс — транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис-2» (д. Щитомиричи), СООО «СТЛ Логистик».
     В основном собственные грузопотоки обслуживают: ТЧУП «ШАТЭ-М Плюс», ООО «Евроторг», ООО «Амазон-Колорит», ООО «Владпродимпорт», СООО «Морозпродукт», ЗАО «Чистый берег», ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», ОАО «Минск Кристалл» — управляющая компания холдинга «Минск Кристалл Групп».
     Преимущественно сдают склады в аренду: СООО «БЛТ Логистик», ИООО «Логистический центр «Прилесье», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс», ООО «Вит Логистик», ООО «Бугинком», ООО «Логистический центр «Евразия», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», УП «СБС и К», компания «А-100 Девелопмент», ООО «Лаверна Фрут», ЧУП «КС-Логистик».  

Источник информации: Белорусы и рынок

 


Возврат к списку